Абдулла Ибн Хузафа ас-Сахми (عبدالله بن حذافة) — один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, посол Ислама, который встретился с персидским и византийским императорами.
Встреча с персидским императором
Встреча Абдуллы Ибн Хузафы с персидским царем произошла в 6 году по Хиджре, когда Пророк ﷺ принял решение послать группу сподвижников к иностранным царям и королям со своими посланиями, в которых он обратился к ним с призывом принять Ислам.
При этом Посланник Аллаха ﷺ прекрасно осознавал опасность этой миссии. Посланцам Пророка ﷺ предстояло отправиться в дальние и незнакомые для арабов страны.
Они не были знакомы с языками народов этих стран и ничего не знали о правителях этих стран… К тому же им надо было призвать правителей отказаться от их вероубеждений, расстаться с могуществом и властью, принять религию народа, который до недавнего времени был зависим от него.
Человек, отправившийся с подобной миссией, заранее считался пропавшим, а вернувшийся — заново родившимся.
Поэтому Посланник Аллаха ﷺ обратился к посланцам с речью. Вначале он воздал хвалу Аллаху, произнёс формулу шахады, а затем сказал: «Итак, мне угодно отправить некоторых из вас к иностранным царям и правителям и передать им: «Хочу, чтобы вы не ссорились со мной, как поссорились сыны израилевы с Исой ибн Марьям ».
Сподвижники ответили: «Мы, о Посланник Аллаха, готовы выполнить всё, что тебе угодно. Поэтому можешь посылать нас, куда хочешь».
Пророк ﷺ выбрал шестерых сподвижников доставить его послания. Одним из этих шести избранников оказался Абдулла ибн Хузафа ас-Сахми. Ему было поручено доставить послание Пророка ﷺ персидскому императору.
Собравшись в дальний путь, Абдулла ибн Хузафа попрощался с женой и сыном, а затем устремился навстречу цели, в поездке он был один. Наконец он достиг Персии и попросил разрешения прийти на приём к царю. Он сообщил царским придворным об имеющемся у него послании.
После этого император отдал распоряжение украсить дворец, приготовиться к встрече и пригласил на встречу знатных персидских деятелей. Затем Абдулле ибн Хузафе было разрешено войти к царю.
Он стоял перед царём в полный рост и с высоко поднятой головой. Во всём его облике чувствовалось могущество Ислама, а сердце было преисполнено гордости за свою веру.
Увидев, как Абдулла приближается к нему, персидский император подал знак одному из придворных, приказав взять послание из рук Абдуллы.
Однако Абдулла возразил:
— Нет, Посланник Аллаха ﷺ велел, чтобы я вручил это письмо тебе лично в руки. Я не собираюсь нарушать повеление Посланника Аллаха.
Царь сказал своим людям:
«Дайте ему дорогу, пусть подойдёт».
Абдулла подошёл к императору и передал послание в его руки.
Император позвал арабского писаря из жителей аль-Хиры и приказал ему вскрыть послание, а затем прочитать.
В послании говорилось: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного… От Посланника Аллаха Мухаммада хосрову, персидскому царю, мир тому, кто следует истинному пути».
Как только император услышал начальные фразы, гнев всколыхнулся в его груди, лицо покраснело, а жилы на шее налились кровью.
Ярость императора вызвало то, что Посланник Аллаха ﷺ начал своё письмо с упоминания в первую очередь своего имени. Персидский царь вырвал письмо из рук писаря и начал рвать его в клочья, не успев ознакомиться с тем, что там было написано.
При этом он кричал: «Как он мог обратиться ко мне подобным образом? Ведь он — мой раб!». Затем он потребовал вывести Абдуллу, что и было сделано.
Абдулла ибн Хузафа вышел из зала, размышляя, как Аллах поступит с ним: убьют его или оставят, но про себя он говорил: «Мне всё равно, что со мной будет, если я выполнил задание Посланника Аллаха ﷺ». Он сел на своего верблюда и помчался в свою страну.
Когда утих в императоре гнев, он приказал привести Абдуллу к себе, но Абдуллы уже не было. Подчиненные императора погнались за ним по дороге в Аравию, однако догнать не успели.
Прибыв к Пророку ﷺ, Абдулла рассказал ему обо всём, что произошло у царя, и о том, как тот разорвал послание, а Пророк ﷺ только и сказал: «Разорвал Аллах его царство».
Император Персии требует доставить ему Мухаммада ﷺ
Что касается хосрова, то он написал своему губернатору в Йемене Базану послание: «Пошли к этому человеку, который появился в Хиджазе, двух силачей из твоих людей, и пусть они приведут его ко мне». Базан послал лучших людей к Пророку Мухаммаду ﷺ с письмом, в котором говорилось, что персидский губернатор повелевает ему явиться вместе с ними к хосрову без промедления.
Он приказал также своим людям разузнать всё как следует о Пророке ﷺ и его религии, а затем явиться к нему. Не мешкая, гонцы бросились выполнять приказ наместника и вскоре прибыли в ат-Таиф. Там они нашли курайшитских купцов и начали узнавать о Мухаммаде ﷺ. Люди ответили, что он в Йасрибе. Радостные купцы направились в Мекку. Там они стали поздравлять курайшитов, говоря:
— Радуйтесь! Хосров взялся за Мухаммада и избавит вас от его зла.
Тем временем два гонца держали путь в сторону Медины, и как только прибыли туда, тут же разыскали Пророка ﷺ и вручили ему письмо Базана. При этом они сказали Посланнику Аллаха ﷺ:
— Царь царей написал нашему повелителю Базану, чтобы он послал за тобой людей, которые должны доставить тебя к нему. Вот мы и прибыли, чтобы ты отправился вместе с нами к нему. Если ты согласишься, то мы замолвим за тебя слово перед хосровом, и он не причинит тебе вреда. Если же ты откажешься, то нет нужды говорить тебе о силе, могуществе хосрова и его способности погубить тебя и твой народ.
Улыбнувшись, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
— Идите, переночуйте там, где вы остановились, а завтра приходите ко мне.
Вернувшись утром следующего дня к Пророку ﷺ, гонцы спросили:
«Ну как, ты приготовился ехать с нами на встречу с хосровом?».
Пророк ﷺ ответил:
— Больше уже вы не встретитесь с хосровом. Аллах убил его руками его сына Ширавейха ночью такого-то числа и такого-то месяца.
Оба гонца уставились на Пророка ﷺ с величайшим изумлением.
— Ты соображаешь, что говоришь? — воскликнули оба. — Нам что, написать об этом Базану?!
«Да, — ответил Пророк ﷺ. Ещё передайте Базану, что, поистине, моя религия достигнет всей территории, которой достигло царство хосрова. И если он примет Ислам, я дам ему власть на всем, что есть под его рукой, и назначу его же повелителем своего народа».
Уйдя от Посланника Аллаха ﷺ оба гонца отправились к Базану и сообщили о том, что произошло. Узнав обо всём, Базан сказал: «Если то, что сказал Мухаммад, действительно, правда, то он — Пророк. Если же это не так, то тогда решим, что с ним делать».
Вскоре Базан получил письмо от Ширавейха, в котором говорилось: «Итак, я сообщаю, что убил хосрова. Это убийство я совершил исключительно из желания отомстить за наш народ. Хосров творил беззаконие, убивая самых лучших и знатных людей, брал женщин себе в наложницы и присваивал богатства народа. Когда получишь моё письмо, то обяжи повиноваться мне всех своих подданных».
Прочитав письмо Ширавейха, Базан отбросил его в сторону и объявил, что принял Ислам. Ислам приняли вместе с ним все персы, которые находились в то время в Йемене. Такова история встречи Абдуллы ибн Хузафы с хосровом, царём персов.
Встреча Абдуллы ибн Хузайфа ас-Сахми с императором Византии.
Эта встреча произошла во времена халифа Умара ибн аль-Хаттаба. Это одна из самых интересных и замечательных историй.
В 19 году по Хиджре Умар ибн аль-Хаттаб отправил армию на войну с византийцами, в составе которой находился Абдулла ибн Хузафа ас-Сахми. Великому императору Византии сообщили о выдвижении мусульманских войск, об их беззаветной вере, о несокрушимости их вероубеждения и самоотверженности во имя Аллаха и Его Посланника ﷺ. Император приказал своим военачальникам в случае захвата в плен одного из мусульман оставить его невредимым и доставить к нему живым. Аллаху было угодно, чтобы в плен к византийцам попал именно Абдулла ибн Хузафа ас-Сахми. Его тут же доставили к императору и сказали: «Этот человек — один из первых сподвижников Мухаммада. Он попал к нам в плен, и мы привели его к тебе». Византийский император долго и пристально разглядывал Абдуллу ибн Хузафу, а затем первым прервал молчание:
— Я делаю тебе предложение.
— Какое именно? — спросил Абдулла.
— Я предлагаю тебе принять христианскую веру, — сказал император.
— Если ты сделаешь это, я отпущу тебя на все четыре стороны и окажу тебе величайшие почести.
С большим достоинством пленный решительно ответил: «Увы, это невозможно! Смерть для меня гораздо желаннее, чем то, к чему ты меня призываешь, и я предпочту её тысячу раз твоему предложению».
— Я вижу, ты доблестный человек, — сказал император. — Если ты согласишься на моё предложение, то станешь моим приближённым в управлении государством, и я поделюсь с тобой властью.
Закованный в кандалы пленник улыбнулся и сказал:
— Клянусь Аллахом, даже если ты отдашь мне всё, чем обладаешь, и всё, чем обладают арабы только за то, чтобы я на маленькую толику отошёл от религии Мухаммада, то я не соглашусь и на это предложение.
— В таком случае я убью тебя — сказал император.
— Можешь делать всё, что тебе заблагорассудится — ответил на это Абдулла.
По приказу императора Абдуллу распяли, а затем император сказал на латыни своим лучникам: «Пустите стрелы так, чтобы они вонзились рядом с его руками». После этого император снова предложил Абдулле принять в Христианство, но Абдулла отказался.
Тогда император приказал: «Пустите стрелы так, чтобы они вонзились рядом с его ногами». При этом император вновь повторил Абдулле своё предложение, но встретил отказ.
После этого император приказал своим людям прекратить пускать стрелы и снять Абдуллу с креста, на котором он был распят.
Затем он приказал принести огромный сосуд с маслом, который поставили на огонь. Масло закипело. Далее он повелел привести двух пленных мусульман и бросить одного из них в кипящее масло. Когда человека бросили в котёл, его тело начало мгновенно распадаться и вскоре кости стали голыми. Император повернулся к Абдулле ибн Хузафе и предложил ему принять Христианство.
Однако на этот раз отказ Абдуллы был ещё более решительным.
Разочаровавшись, император приказал бросить Абдуллу в тот самый котёл, в котором заживо были сварены два его товарища. Когда Абдуллу подвели к котлу, он заплакал.
Увидев это, люди императора сказали своему государю: «Он плачет!».
Решив, что Абдулла испугался, император приказал:
— Подведите его ко мне!
Когда Абдулла предстал перед ним, император ещё раз предложил ему принять Христианство, но вновь встретил решительный отказ.
Тогда император спросил его: «Горе тебе! Тогда отчего же ты заплакал?!». Абдулла ответил: «Меня до слёз расстроила одна мысль: сейчас меня бросят в этот котёл, и я отдам душу Аллаху. Мне очень хотелось, чтобы у меня было столько душ, сколько волос на теле, и все они были бы брошены в котёл во имя Аллаха».
Тиран спросил:
— А что ты скажешь на то, чтобы поцеловать меня в голову, а за это я освобожу тебя?
Абдулла спросил его:
— А освободишь ли ты за это всех других пленных мусульман?
Император ответил:
— Да, я освобожу тогда и всех других пленных мусульман.
Абдулла сказал:
— Я подумал: если я поцелую в голову одного из врагов Аллаха, а он освободит за это меня и всех других пленных мусульман, то для меня не будет в этом греха.
После этого Абдулла склонился и поцеловал императора в голову. После этого византийский государь приказал всех пленных мусульман отпустить на свободу вместе с Абдуллой.
Каждый мусульманин должен поцеловать голову Абдуллы ибн Хузафы
Абдулла ибн Хузафа пришёл к Умару ибн аль-Хаттабу и обо всём ему рассказал. Халиф пришёл в неописуемый восторг и, увидев освобождённых пленных, сказал: «Каждый мусульманин должен поцеловать голову Абдуллы ибн Хузафы и я первый, кто сделает это». Поднявшись, он поцеловал его в голову.
Абдулла ибн Хузафа участвовал в завоевании Египта и пал шахидом. Это было во время правления Усмана ибн Аффана в 33 году по хиджре.