Садака — милостыня, имеет огромное значение в исламе, часто упоминается и в Коране, и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.
Именно садака очищает человека от плохого, является путем к достижению Рая, увеличивает удел человека, продлевает его жизненный срок и дарует ему благочестие: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите» (сура 3:92).
Для того, чтобы садака было правильным и принято Всевышним Аллахом необходимо сделать правильные намерения, очистив свои помыслы от показухи или других причин, ради которых человек жертвует имущество, пытаясь достичь определенных целей, то есть садака должно быть сделано только ради довольства Аллаха: «Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, несмотря на любовь к ней. Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (76:8-9)
Также садака должно быть правильным, отдано в нужные руки и тем, кто в этом действительно нуждается.
Милостыня в исламе является не только денежной, но и может иметь другой вид: благое дело или правильный совет, улыбка мусульманину по вере, благие речи, поминание Всевышнего или даже интимная близость супругов.
Садака подразделяется на степени важности, одинаковое садака двух людей также будет иметь разную степень воздаяния в зависимости от намерений человека, а также его положения и нужды в той вещи, которую он жертвует.
Упоминания в Коране
«…родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов…» (2:177).
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (2:215).
Поскольку Всевышний Аллах конкретно упомянул несколько категорий людей, которым полагаются пожертвования и которые чаще всего испытывают нужду, далее Он ниспослал откровение с широким смыслом и возвестил, что любые пожертвования в пользу перечисленных категорий нуждающихся или других людей, а также любые праведные деяния и приношения, по праву относящиеся к числу добрых поступков, прекрасно известны Аллаху .
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Остаток»» (2:219). То есть часть имущества, которая превышает нужды людей. Это размер зависит от материального благосостояния человека, поскольку все люди — богачи, бедняки и люди среднего достатка — могут найти возможность для садака, даже если это — всего лишь половина финика.
Предпочтительность
Садака желательно давать, тем людям, которые больше всего нуждаются в данный момент времени, также необходимо исходить из критерия близости и родства человека.
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Садака может даваться как из излишков, что является предпочтительным, так и из средств необходимых человеку, но в зависимости, от нужды человека, которому дается садака. Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры, что один человек обратился к пророку ﷺ: “О, Посланник Аллаха, у меня есть один динар”. “Потрать на себя”, “У меня есть и другой”, – сказал тот. “Так, потрать на семью”, – сказал пророк ﷺ.“У меня есть еще”, – сказал он: “Потрать на своего ребенка”, – сказал пророк ﷺ. Человек сказал: “У меня есть ещё”, на что Пророк ﷺ сказал: “Поступай, как знаешь”. . В хадисе, переданном Муслимом от Джабир говорится, что посланник Аллаха ﷺ сказал одному человеку: «Начинай с себя, и расходуй на себя, если есть излишки, то на семью. А если остаются излишки от семьи, то расходуй на родственников. Если остаётся и от них, то и так далее (т.е. по степени близости и родству от тебя)».
Также Абу Хурайра передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшим является пожертвование, которое делает богатый человек. Рука, которая находится сверху, лучше руки, которая находится снизу. Начни с тех, кто находится на твоем иждивении» . В другом хадисе говорится: «О, сын Адама, для тебя лучше, если ты жертвуешь излишками, и хуже, если ты удерживаешь их, тебя не порицают за достаток» .
Родителям
«Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом» (2:215)
Люди спрашивали Пророка Мухаммада ﷺ, о том, что они должны раздавать в качестве пожертвований и кому полагаются пожертвования. Любые большие и маленькие пожертвования, в первую очередь, должны достаться родителям, поскольку они больше других заслуживают доброго отношения и поскольку человек больше всего обязан именно им. Делать добро родителям — обязанность каждого мусульманина, и ослушание родителей категорически запрещено. Материальная помощь им является одним из самых лучших проявлений доброго отношения к ним, а отказ в такой помощи им — это самое ужасное проявление непочтительного отношения к ним. А это значит, что состоятельный человек обязан материально обеспечивать своих родителей .
В хадисе говорится: «Милостыня твоей матери, отцу, сестре, брату, а потом близким по родству и т.д.» .
Родственникам
В аяте 215 суры Бакара перечисляется по порядку степени предпочтительности, а также некоторые из категорий людей, которым необходимо давать садака. Первая категория идут родственники человека, которые имеют больше прав на милостыню, чем кто бы то ни был, как об этом говорится в хадисе: «Милостыня беднякам – это одна милостыня, а милостыня родственникам – две милостыни: милостыня и поддержка родственных уз. Они имеют больше прав на тебя, на твою доброту и милостыню» .
Их права определяются степенью родства и их материальным благосостоянием. И если человек помогает своим родственникам материально, то это засчитывается ему и как пожертвование, и как поддержание родственных связей .
Сиротам
Сиротам – у кого умерли родители до совершеннолетия, и у них нет доходов. Заповедь помогать сиротам является проявлением Божьей милости и сострадания к Своим рабам. Абдур-Раззак передаёт от Али, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет сиротства после достижения совершеннолетия» .
Бедным
Бедным – тем, которые не располагают средствами, достаточными для обеспечения суточного пропитания, жилья и одежды. Им следует давать милостыню, которая покрыла бы их потребности, как об этом сказано в двух Сахихах от Абу Хурайры, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не тот беден, кто обходит людей и кому довольно куска-другого (пищи) или одного-двух фиников, нет, беден тот, кто не имеет достаточно средств, которых бы ему хватило, о чём никто не догадывается (и поэтому не) подаёт ему, сам же он не обращается с просьбами к людям» .
Путникам
Путникам ( буквально — сыну пути) – проходящему путнику, у которого закончились средства, ему следует давать милостыню, достаточную для того, чтобы он достиг пункта назначения. Также к этой категории относится тот, кто будучи в поклонении, вознамерился совершить поездку, но не имеет достаточных средств для уезда и приезда. К ним же относится гость, так считает Муджахид, Саид ибн Джубайр, Абу Джафар аль-Бакыр, аль-Хасан, аль-Катада, ад-Даххак, аз-Зухри, ар-Раби ибн Анас и Мукатиль ибн Хайан.
Просящим
Просящим – тем которые вынуждены просить, и им выделяются средства из заката и милостыни. Имам Ахмад передаёт от Хусейна ибн Али о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «Просящий имеет право на милостыню, даже если он приехал верхом на скакуне» .
Необходимо заметить, что садака не дается попрошайкам или тем более тем людям, которые делают попрошайничество своим заработком.
На освобождение рабов
На освобождение рабов – тех, которые решили выкупить самих себя (аль-мукатиб), но не находят средств для уплаты своей вольничей.
Садака в нужде
Одним из лучших пожертвований является пожертвование бедняка, поскольку в таком положении человек не хочет расставаться со своим имуществом, опасаясь полной нищеты. То же самое можно сказать о человеке, который жертвует своим лучшим имуществом или тем, что ему любо и дорого: «Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются» (59:9). Здесь приводится пример пожертвования выше по степени, упомянутые в этом аяте люди жертвовали имуществом, нуждаясь в нём, а люди, упомянутые в аяте 2:177, расходовали имущество, которое они просто любили.
В двух Сахихах приводится хадис от Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «أَفْضَلُ الصَّدَقةِ أَنْ تَصَدَّقَ وَأَنْتَ صَحِيحٌ شَحِيحٌ، تَأْمُلُ الْغِنَى وتَخْشَى الْفقْرَ» «Лучшее подаяние это когда ты жертвуешь, будучи здоровым и бережливым в надежде разбогатеть и боясь разориться«.
Милостыня, которая выше по степени намаза
Всевышний Аллах сказал в Коране: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает так, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (сура 4:114).
Мусульманин, который старается примирить людей, лучше того, кто усердно молится, постится и раздает милостыню. И если человек старается исправить положение людей и принести им мир, то Аллах обязательно сделает его усердия и деяния правильными.
Перечисленные деяния при любых обстоятельствах являются добрыми, о чем свидетельствует сделанное Аллахом исключение. Однако совершенство и полнота вознаграждения зависят от намерения и искренности человека, и поэтому Аллах обещал одарить великой наградой тех, кто поступает так, стремясь снискать Его благоволение. Это значит, что раб должен стремиться к Лику Аллаха и в любое время совершать всевозможные благодеяния искренне ради Него. Благодаря этому он заработает великое вознаграждение, приучит себя к искренности и станет одним из избранных рабов. Более того, он получит награду сполна даже за те деяния, которые он не смог совершить, потому что его намерение всегда было чистым, и он всегда делал все возможное для совершения добра .
Милостыня по отношению к себе
Слова восхваления и прославления Аллаха и другие обряды, приносящие пользу только самому человеку также являются милостыней, потому что Пророк ﷺ сказал: «Воистину, каждое восхваление Аллаха — милостыня, и каждое возвеличивание Аллаха — милостыня, и каждое произнесение свидетельства единобожия — милостыня, и призыв к одобряемому — милостыня, и удержание от предосудительного — милостыня, и даже половая близость с женой для любого из вас может стать милостыней» .
Источники
- Тафир ибн Касира, суры 2:177, 2:215, 2:219
- Тафсир ас-Саади, суры 2:215, 2:219, 4:114