Главная » Аль Бухари

Аль Бухари

Аль-Бухари

Абу ‘Абдулла́х Муха́ммад ибн Исма́‘и́ль аль-Джу‘фи́ (810 г./194 г.х. Бухара — 870 г./256 г.х. Хартанг), известный как имам аль-Буха́ри́ (البخاري) — самый авторитетный мусульманский суннитский мухаддис, то есть знаток хадисов.

Книга Ас-Сахих имама аль-Бухари считается у мусульман второй по значимости, после Священного Корана.

Биография

Его полное имя: Абу ‘Абдулла Мухаммад ибн Исма‘иль ибн Ибрахим ибн аль-Мугира ибн аль-Бардизба аль-Бухари аль-Джу‘фи.

Родился в Бухаре 20 июля 810 года (13 шавваля 194 г. х.). Прадед аль-Мугира был вольноотпущенником наместника Бухары Йамана аль-Джу‘фи, от которого он принял ислам. Его отец Исма‘иль был образованным человеком и был связан с такими учёными, как Малик ибн Анас и Хаммад ибн Зайд. После смерти отца большую роль в развитии Мухаммада аль-Бухари сыграла его мать.

Аль-Бухари имел хорошую память, в возрасте десяти лет начал учить наизусть хадисы. В Бухаре он изучал хадисы под руководством ‘Абдуллаха аль-Муснади и Мухаммад аль-Байканди. В возрасте шестнадцати лет вместе со своей матерью и братом совершил паломничество в Мекку и оставался в Хиджазе некоторое время.

Много путешествовал по мусульманскому миру в поисках хадисов, посетив Хорасан, Ирак, Сирию (Шам), Египет. Он слушал хадисы от более чем 1000 шейхов, среди которых были: Исхак ибн Рахавайх и Кутайба ибн Са‘ид из Хорасана; Ибрахим аль-Фарра из Рея; ‘Убайдуллах ибн Муса, а также сыновья Абу Шайбы ‘Убайдуллах и ‘Усман из Куфы; Абу Асим аль-Махляд, аль-Хаджжадж ибн Минхаль из Басры; Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма‘ин и Абу ‘Убайд аль-Касим ибн Саллям из Багдада; Мухаммад аль-Фарйаби и Абу Мансур аль-Мусхир из Сирии; ‘Абдуллах аль-Хумайди и Ахмад аль-Азраки из Мекки; Абу Мус‘аб аз-Зухри и ‘Абдуллах аз-Зубайри из Медины; Абу Салих Катиб аль-Ляйс и Ну‘айм ибн аль-Хаммад из Египта и др.
Среди тех, кто брал хадисы от имама аль-Бухари были Муслим ибн аль-Хаджжадж, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Абу Хатим ар-Рази, Абу Бакр аль-Баззар, Ибрахим аль-Харби и др.

Живя в Нишапуре, страдал от враждебного отношения Мухаммада ибн Йахйи аз-Зухли. Так как аль-Бухари считал Коран несотворённым, а чтение сотворённым, то его обвинили в инакомыслии и он вынужден был покинуть Нишапур и отправиться в Бухару. Там наместник Бухары Халид ибн Ахмад аз-Зухли попросил аль-Бухари обучать в его доме, но он отказался, сказав, что что если наместник хочет обучаться у него, то он должен прийти к нему в мечеть или его дом. Затем наместник попросил его отдельно обучать его детей, но аль-Бухари отказался дать им преференции. Из-за конфликта с наместником Бухары имам был вынужден переселиться в Хартанг, село близ Самарканда.

Умер в Хартанге в четверг в праздник окончания поста 1 сентября 870 года (1 шавваля 256 г. х.).

Учителя

Исхак ибн Рахавайх, Ахмад ибн Ханбаль, Йахйа ибн Ма‘ин.

Ученики

Муслим, ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Абу Хатим ар-Рази

Сочинения

До наших дней сохранилось восемь работ имама аль-Бухари:

  1. аль-Джа̄ми‘ аль-муснад ас̣-с̣ах̣ӣх̣ аль-мух̣тас̣ар мин умӯр расӯль Алла̄х ﷺ ва сунанихи ва-айа̄михи (ар. الجامع المسند الصحيح المختصر من أُمور رسول الله صلى الله عليه وسلّم وسننه وأيامه‎) — сборник достоверных хадисов, в котором хадисы разделены по темам, известный более как «Сахих аль-Бухари»;
  2. ат-Та̄рих̮ аль-кабӣр (ар. التاريخ الكبير‎) — свод более 12,3 тыс. биографий передатчиков хадисов, упорядоченных более или менее в алфавитном порядке;
  3. ат-Та̄рих̮ аль-авсат̣ (ар. التاريخ الأوسط‎) — свод более 2 тыс. биографий передатчиков хадисов, упорядоченных в хронологическом порядке;
  4. ад-Д̣у‘афа̄’ ас̣-с̣агӣр (ар. الضعفاء الصغير‎) — свод 418 биографий слабых передатчиков хадисов, расположенных в алфавитном порядке;
  5. аль-Адаб аль-муфрад (ар. الأدب المفرد‎) — сборник хадисов об этикете, который дополняет Китаб аль-адаб, содержащийся в Сахихе;
  6. Раф‘ аль-йадайн фӣ ас̣-с̣аля̄т̈ (ар. رفع اليدين في الصلاة‎) — сборник хадисов в пользу поднятия рук во время совершения ритуальной молитвы, а также в приветственном такбире;
  7. аль-К̣ира̄’ат̈ х̮альфа аль-има̄м (ар. القراءة خلف الإمام‎) — сборник хадисов о проведении ритуальной молитвы в группе, призывающих имама читать Коран вслух;
  8. Х̮альк̣ аф‘а̄ль аль-‘иба̄д (ар. خلق أفعال العباد‎) — сборник хадисов, которые опровергают воззрения джахмитов.

Другие работы, упоминаемые в средневековых источниках и современных каталогах рукописей, вероятно, являются выдержками из сохранившихся работ, особенно Сахиха. Ад-Д̣у‘афа̄’ аль-кабӣр (ар. الضعفاء الكبير‎) является единственной работой, из которой сохранилось много цитат.

Сахих аль-Бухари

Составлению сборника хадисов ас-Сахих аль-Бухари посвятил шестнадцать лет. Согласно преданию, из 600 тысяч передававшихся в то время хадисов путём тщательного анализа цепочек передач (иснад) он выбрал 7397 (2762 без учёта повторов) «достоверных» (ас-сахих).

Хадисы были впервые сгруппированы по содержанию. Сборник включает 97 книг, включающих 3450 глав (баб). Поскольку некоторые хадисы содержат материал по более чем одной теме не удивительно, что они появляются в более чем одной главе. Аль-Бухари иногда подвергается критике, поскольку содержание хадисов не всегда, как представляется, имеют отношение к названию глав. Некоторые главы имеют название, но не имеют хадисов, что может означать, что аль-Бухари разработал схему своей книги и оставил пробелы, когда у него не было достоверных хадисов, иллюстрирующих конкретную тему, надеясь, что он сможет найти соответствующий материал.

Сообщается, что он не записывал хадисы в книгу без предварительного омовения и добровольной двухрака‘атной молитвы. На ас-Сахих было сделано большое количество комментариев, наиболее известными из которых являются работы аль-‘Айни, Ибн Хаджара аль-Аскаляни и аль-Касталляни.

Книга Китаб Ат-Тафсир

Одно из важнейших мест в сочинении занимает глава Кита̄б ат-тафсӣр, включающая в себя 457 хадисов. Аль-Бухари собрал материал, посвящённый каждой из сур Корана. Хадисам предпосланы краткие лексикографические замечания со ссылкой на Ибн ‘Аббаса, Муджахида или одного из их учеников, а иногда и без ссылок. В 31 случае эти замечания и составляют содержание раздела, посвященного той или иной суре.

Значительная часть лексического материала, приводимого аль-Бухари, восходит к труду Маджаз аль-Кур’ан Абу ‘Убайды.
В труде аль-Бухари в качестве первопередатчиков фигурируют 76 лиц, среди которых сподвижники пророка Мухаммада  и наиболее известные авторитеты второго поколения (таби‘ины). Автор предъявлял высокие требования к достоверности хадисов. Комментарии даны не каждому из аятов, и редко к одному аяту приводится более одного хадиса.

С композиционной точки зрения глава Кита̄б ат-тафсӣр несколько отличается от остальных. С учётом сведений о том, что перу аль-Бухари принадлежит и труд, озаглавленный ат-Тафсӣр аль-кабӣр, Кита̄б ат-тафсӣр можно рассматривать как результат подготовительной работы к написанию сочинения более общего характера.

Источники

  1. https://ru.quranacademy.org/encyclopedia/article/al-Bukhari