Хадис (с арабского языка «беседа», «предание», «рассказ») — это предание о Пророке Мухаммаде ﷺ, его высказываниях или поступках. Хадис является вторым по степени важности источником Ислама, после Корана. Совокупность достоверных хадисов образуют Сунну, которой должны следовать мусульмане для обретения успеха в обоих мирах.
Хадисы были переданы максимально точно многими сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ, были отфильтрованы по степени их надежности и достоверности великими мусульманскими учеными и собраны в книги сборники хадисов.
Цепочки передатчиков
Хадисы передавались между сподвижниками еще при жизни пророка Мухаммеда ﷺ. Многие сподвижники знали сотни и тысячи хадисов переданных от Пророка ﷺ.
В последствии хадисы были собраны мусульманскими учеными. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, то есть перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису, тем достовернее он считался.
Однако наличие непрерывной цепочки являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки исламские ученые также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения, что передатчик страдал плохой памятью, был психически неуравновешенным или просто слыл нечестным человеком, он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный.
Степени хадисов и их классификация
Хадисы не являются просто преданиями, они рассказывались максимально точно с подробностями сподвижниками, которые боялись приписать что-либо от себя к хадису, так как Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал своих сподвижников и людей о том, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне:
«Кто намеренно возвёл на меня ложь — пусть он приготовится занять свое место в Аду!» (данный хадис является мутаватир, то есть его передали более семидесяти сподвижников Пророка ﷺ).
По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные:
- Сахи́х — правильные или достоверные хадисы, вызывающие наибольшее доверие благодаря проверке цепочки передатчиков на их надежность. Цепочка такого хадиса не оборвана, а передатчики от первого до последнего отличаются беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет отклонений (шазз) и недостатков (илля).
- Ха́сан — хороший хадис, степень которого немного ниже уровня хадисов сахих, но все его передатчики заслуживают доверия и его иснад не содержит отклонений и недостатков.
- Даи́ф — слабый хадис, который не удовлетворяет условиям приемлемости и не может быть зачислен в категорию хасан или сахих.
- Мауду́ — подложный хадис, который является измышленной ложью на Пророка ﷺ. Такой хадис по единодушному мнению мусульманских учёных запрещено передавать другим, если только целью не является разъянение его ложности.
- Ахад — хадис, в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает количественной степени передачи, то есть переданные только по одной цепочке передачи.
- Мутаватир — это хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации. Хадис мутаватир может отменять то или иное предписание Священного Корана, потому что Сунна, переданная от большого количества сподвижников, является таким же Откровением (вахи), что и Книга Аллаха.
Хадисы от Аллаха
Хадис аль-Кудси отличается от иных хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Пророка Мухаммеда ﷺ.
Отличие хадисов кудси от аятов Корана:
- они не являются аятами Корана;
- Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис кудси — по смыслу к Аллаху, а по форме передается от Пророка Мухаммада ﷺ;
- чтение Корана есть поклонение Аллаху, а чтение хадисов кудси поклонением не является;
- их можно читать без ритуального омовения;
- они не используются в намазах.
Исламские ученые по хадисам и их сборники
Наиболее авторитетным мухаддисом является имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810—870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов, из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами’ ас-Сахих», то есть чуть более 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми.
Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).
Сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммеда ﷺ — это лишь собрание рассказов о пророке ﷺ со слов его современников, включая его проповеди, описание поступков и т. п.
Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда ﷺ, сохранившееся до наших дней является книга Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируемая VIII веком (вторым веком по хиджре).
Сборники хадисов
Во время жизни Пророка Мухаммада ﷺ хадисы передавались друг другу устно сподвижниками Пророка ﷺ. С течением времени, после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижники разъехались по Халифату и их число стало уменьшаться, появилась необходимость записи передаваемых хадисов. Мусульманские ученые, мухаддисы собирали хадисы из уст последующего поколения сподвижников Пророка ﷺ, с записью цепочки передатчиков хадиса от Пророка Мухаммада ﷺ. Далее сборники классифицировались и проверялась степень достоверности хадиса по различным цепочкам передатчиков.
Первым сборником хадисов была книга Муватта имама Малика ибн Анаса, жившего во втором веке хиджры. В третьем веке хиджры появились такие сборники достоверных хадисов: имам аль-Бухари (194—256 гг. после хиджры), Муслим (202—261 гг. после хиджры), Абу Дауд (202—275 гг. после хиджры), Ат-Тирмизи (умер в 279 году после хиджры), Ан-Насаи (215—303 гг. после хиджры), Ибн Маджа (209—273 гг. после хиджры) и других. Наиболее авторитетными сборниками хадисов являются:
- «аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари (араб. صحيح البخاري)
- «аль-Джами’ ас-Сахих» имама Муслима (араб. صحيح مسلم)
- «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда (араб. سنن أبي داود)
- «аль-Джами’ аль-Кабир» имама ат-Тирмизи (араб. جامع الترمذي)
- «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и (араб. سنن النسائي)
- «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджа (араб. سنن ابن ماجه)
- «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
- «аль-Муснад» имама Ахмада