Главная » Аурат

Аурат

Аурат / аврат (араб. عورة — слабое незащищенное место, половые органы) — часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для мужчины и для женщины аурат отличается, также при определенных обстоятельствах мужчины и женщины могут показывать свой аурат.

Для женщины

В основе по Исламу для женщин ауратом считается всё тело, кроме овала лица и кистей рук, а также ступней ног 1по мнению некоторых мусульманских богословов.

Аурат женщины можно подразделить на следующие виды:

  1. Во время намаза;
  2. В одиночестве;
  3. Перед мужем;
  4. Перед посторонними мужчинами;
  5. Перед мужчинами махрамами (за которых запрещено выходить замуж);
  6. Перед мужчинами махрамами не мусульманам;
  7. Перед мусульманками;
  8. Перед не мусульманками.

Во время намаза

Во время молитвы у женщины должны быть закрыты все части тела, за исключением:

Аурат молящейся должен быть закрыт вне зависимости совершает или она молитву коллективно или в одиночестве, при свете или в темноте.

Единогласны ученные в том что:

  1. Молитва с открытым лицом свободной женщины, действительна;
  2. Дозволено открыть лицо во время молитвы;
  3. Не дозволено ей открывать больше чем лицо, кисти рук, и нижнюю часть ступни ног;
  4. Обязательность покрытия головы, во время молитвы;
  5. Если прочитала молитву с открытой головой, то молитва не действительная и нужно перечитать молитву.

Разногласие ученых:

Кисти рук и нижняя часть ступни ног в молитве, можно открывать их или нет, примыкают ли они к лицу как аврат в молитве и смотр, или аврат смотра только, или не то и не другое.

Являются ли ауратом стопы ног у женщины в молитве?

В одиночестве

Согласно ханафитскому мазхабу, необходимо (ваджиб), а по другому мнению, желательно закрывать область от пупка до колен, даже находясь в уединении, но все же стоит заметить, что прикрывавшие своей наготы в уединении является предпочтительным, но не обязательным.

Шафииты считают, что прикрытие обнаженного тела является лишь рекомендацией 2Ан-Насаи озаглавил главу, в которой приведен данный хадис, словами: «Может ли женщина смотреть на половые органы супруга». Аль-Бухари привел этот хадис в качестве примечания в своем сборнике «ас-Сахих», в «Главе о купании в одиночестве в укромном месте, будучи обнаженным, и о том, что лучше прикрывать наготу во время купания». Затем он привел хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророки Муса и Эййуб, мир им, совершали купание в уединении, будучи обнаженными. Тем самым аль-Бухари указал на то, что слова из хадиса: «Аллах более чем люди, заслуживает того, чтобы Его стыдились», означают, что прикрытие наготы в одиночестве является более предпочтительным и желательным, но не является обязательным, как это может показаться на первый взгляд. Аль-Манави писал: «Шафииты полагают, что это высказывание следует воспринимать как рекомендацию. Одним из тех, кто придерживался подобного мнения, был Ибн Джарир. Он истолковал этот хадис в книге «аль-Асар» как рекомендацию, сказав: «Это так, поскольку ни одно творение, обнажено оно или нет, не сможет скрыться от всевышнего Аллаха». Ибн Хаджар также высказал подобные соображения. Желающие могут обратиться его к сочинению «аль-Фатх» (1/307). 3https://hadis.info/adabu-z-zifaf-shejxa-al-albani-9-sovmestnoe-kupanie-suprugov/35422/.

Исключения составляют случаи, когда женщина обнажает аурат по необходимости, например, чтобы принять душ, сходить в туалет или переодеться.

Перед мужем

Супругам дозволено смотреть на любые части тела друг друга, то есть перед мужем для жены не существует аурата. Дозволено супругам также принимать совместно душ, исходя из нижеприведенного хадиса мусульманские ученые сообщают, что мужу и жене можно смотреть на половые органы друг друга:

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказывала: «Я и посланник Аллаха ﷺ купались из одного сосуда, стоявшего между нами, [в котором встречались наши руки]. Пророк все время опережал меня, и тогда я говорила: “Позволь и мне, позволь и мне!”» Муаза, передавшая этот хадис от Аиши, сказала: «Тогда они оба находились в состоянии полового осквернения» 4«ас-Сахих» передали аль-Бухари, Муслим и Абу Авана5https://hadis.info/adabu-z-zifaf-shejxa-al-albani-9-sovmestnoe-kupanie-suprugov/35422/

Ложные и слабые хадисы об аурате жены перед мужем

Некоторые исламские источники 6http://islamdag.ru/verouchenie/4260 сообщают, что не желательно обнажаться полностью, покрывая обнаженное тело сверху простыней, приводя хадис: «Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Я никогда не видела половых органов Посланника Аллаха ﷺ» («Сунан» Ибн Маджа, хадис №662). Однако данный хадис является слабым, а приводимый в другой версии — ложным хадисом 7https://hadis.info/adabu-z-zifaf-shejxa-al-albani-9-sovmestnoe-kupanie-suprugov/35422/.

Таким же слабым является хадис: «Если кто-либо из вас вступает в интимную связь со своей супругой, то пусть прикроется. И пусть супруги не обнажаются друг перед другом во время сношения подобно тому, как обнажаются дикие ослы». Ибн Маджа (1/592) 8https://hadis.info/adabu-z-zifaf-shejxa-al-albani-9-sovmestnoe-kupanie-suprugov/35422/.

Также на некоторых сайтах приводят вымышленный хадис: «Если кто-либо из вас совокупляется со своей супругой или невольницей, то ему не следует смотреть на ее гениталии, так как это приводит к слепоте» 9он является полнейшим вымыслом, как об этом сообщили имам Абу Хатим ар-Рази и Ибн Хиббан. К такому же выводу пришли Ибн аль-Джаузи, Абд аль-Хакк в своем труде «аль-Ахкам» (143/1), а также Ибн Дакик аль-Ид в «аль-Хуляса» (118/2). Я разъяснил слабость этого хадиса в своей работе «аль-Ахадис ад-Даифа ва-ль-Маудуа ва-Асаруха ас-Сеййи фи аль-Умма» («Слабые и вымышленные хадисы и их отрицательное влияние на мусульманскую общину») (№195).10https://hadis.info/adabu-z-zifaf-shejxa-al-albani-9-sovmestnoe-kupanie-suprugov/35422/.

Данные хадисы нельзя распространять, также как и придерживаться их в своей практике, противореча сунне Пророка ﷺ.

Перед посторонними мужчинами

По мнению большинства суннитских ученых, ауратом женщины и совершеннолетней девушки 11достигшей возраста бракосочетания, перед мужчинами — не махрамами (ближайшие родственники) считается всё её тело, кроме лица и кистей рук. Чужому мужчине можно смотреть на эти части тела без похоти и страсти, однако ему запрещается смотреть на эти части тела, если взор сопровождается страстью.

Часть мусульманских ученых, считает что женщине надо закрывать полностью свое тело, включая кисти рук и лицо от посторонних мужчин, но если есть фитна, то женщине желательно или обязательно закрываться полностью.  Также необходимо учитывать обычаи и традиции общества, в котором проживает мусульманка, если в определенной местности или регионе женщины покрываются полностью, одевая никаб, либо паранджу, то мусульманке также необходимо покрыться полностью, чтобы не выделяться среди людей. Если же в обществе принято носить только хиджаб, то мусульманка должна смотреть на свои обстоятельства и стараться не выделяться своей одеждой, привлекая внимание посторонних мужчин, но также не переходя границы запретного в нормах мусульманской женской одежды (закрыв основной аурат, кроме кистей рук и овала лица, не одевая обтягивающую фигуру или прозрачную, либо привлекающую внимание одежду).

Перед махрамами-мужчинами

Исходя из этого 31 аята суры Ан-Нур, ученые единогласны в том, что женщина не обязана скрывать от махрамов те места, которые обычно показываются в домашних условиях. Однако их мнения разошлись при определении этих мест:

Перед махрамами-мужчинами не мусульманами

Мусульманка может открывать свой аурат перед своим отцом, братом, дядей и другими махрамами не мусульманами по тем же условиям, что и с махрамами мусульманами.

Однако ей запрещено открывать свой аурат перед махрамами не мусульманами, если:

  1. Близкий родственник-немусульманин считает, что брак с близкими родственниками дозволен, как считают это огнепоклонники, многобожники или сатанисты;
  2. При возникновении искушения или страсти между близким родственником.

Перед мусульманками

Авратом женщины перед мусульманкой является часть тела между коленом и пупком. Женщине разрешается смотреть на остальные части тела при отсутствии опасности искушения. По мнению имама Абу Ханифы, аврат женщин между собой подобен аврату женщины при махраме и женщинам запрещается смотреть на живот и спину друг друга.

Перед женщиной не мусульманкой

Исходя из нижеприведенных доводов, можно сделать вывод, что мусульманке без необходимости не следует открывать свой аурат перед женщиной-немусульманкой, который находится от груди до колен и разрешено не скрывать те части тела, которые обычно не скрывают женщины в домашних условиях перед мусульманками или махрамами-мужчинами (голову, волосы, шею, руки, плечи, ноги до колен).

Согласно мазхабу Абу Ханифы, достоверному мнению Шафиитов, некоторых ученых Маликитов и в одном из преданий от имама Ахамада авратом мусульманки перед немусульманкой считается все тело, кроме тех частей, которые выявляются обычно при работе и в домашних условиях. При этом они ссылаются на аят: «…и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей…или своих женщин» (Коран 24:31) Свои женщины в этом аяте распространяется только на мусульманок, так как в обратном случае было бы сказано просто женщины.

Имам Куртуби приводит, что это мнение большинства предшественников, и это мнение Ибн Аббаса, Муджахида и Ибн Джарира. Приводится что Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Убейде: «До меня дошло, что женщины ахлу зимма заходят в общие бани с мусульманками. Запрети им это делать. Поистине такой женщине не дозволяется видеть наготу мусульманки».

Этот запрет еще объясняется тем, что неверующая может описать красоту и тело мусульманки своему мужу или кому то другому, что делать недопустимо и запрещено мусульманкам.

Некоторые Маликиты и некоторые Шафииты считают за аврат в этом вопросе все тело женщины кроме лица и кистей рук.

А по достоверному мнению Ханбалитского мазхаба и некоторых Шафиитов и Маликитов аврат мусульманки перед неверующей такой же, как между двумя мусульманками, то есть только от колен до пупка. Доводом этого мнения являются: хадисы, в которых приводится, что к женам Пророка ﷺ заходили неверующие женщины, однако Пророк ﷺ не приказал им закрываться от них. А также отсутствие ясного доказательства на это. А что касается вышеприведенного аята, то сторонники этого мнения обобщают смысл слова «женщин» на всех, верующих и неверующих 13(http://al-azhar.ru/node/918).

Перед несовершеннолетними детьми

Если ребёнок достиг возраста, позволяющего различать женские красоты, то по мнению ханбалитов и некоторых шафиитов, он приравнивается к махраму и ему разрешается смотреть на то, что разрешено махраму.

Аурат мужчины

В аврат мужчины входит область тела от колен до пупка — эта часть тела должна быть закрыта от других мужчин.

Аурат в Коране

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят.

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете» (сура Ан-Нур (Свет), 30-31 аяты).

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный» (сура Аль-Ахзаб | Союзники, 59 аят).

Источники

  1. https://hadis.info/adabu-z-zifaf-shejxa-al-albani-9-sovmestnoe-kupanie-suprugov/35422/
  2. http://al-azhar.ru/node/918