О том, что такое тасмия читайте здесь.
Достопочтенный ученый Имам-аскет Абу Мухаммад ‘Абду-р-Рахман ибн Абу Хатим (да смилуется над ним Аллах!) в своем тафсире приводит риваят от Ибн ‘Аббаса о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан спросил Посланника Аллаха ﷺ о фразе: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ «С Именем Аллаха Милостивого и Милосердного». Он ﷺ ответил: «Это одно из имен Аллаха. Оно столь же близко к Величайшему Имени Аллаха, как близок зрачок к глазному белку».
Джувайбир передал от Абу Бурайды слова его отца, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Мне был ниспослан аят, который не посылался никому из пророков, кроме Сулеймана ибн Дауда и меня. Это ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ — “С именем Аллаха Милостивого и Милосердного”».
‘Ата ибн Абу Рабах передает, что Джабир ибн ‘Абдуллах сказал: «Когда было ниспослано: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ «С именем Аллаха Милостивого и Милосердного», тучи уплыли на восток, утихли ветры и успокоилось море, скот прислушался, шайтаны были побиты камнями с небес, а Всевышний Аллах поклялся Своим величием, что обязательно благословит то, над чем было произнесено Его имя».
Уаки‘ ибн аль-‘Амаш передал от Уаиля, что Ибн Мас‘уд сказал: «Кто хочет спастись от девятнадцати служителей Ада (Забания), пусть прочтет: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ “С именем Аллаха Милостивого и Милосердного”, — и тогда Аллах даст ему за каждую букву защиту от каждого из них». Ибн ‘Атыйя подкрепил это хадисом: «Я видел, как тридцать с лишним ангелов спешат к человеку, сказавшему: “Господь наш, хвалим Тебя многими благословенными похвалами”, — т.к. в этом высказывании тридцать с лишним букв».
Имам Ахмад ибн Ханбаль приводит в «Муснаде» хадис от Абу Тамима, в котором говорится, что один из сподвижников, который сидел на одном осле с Пророком ﷺ сказал:
«Я сидел на одном осле с Пророком осел споткнулся, и я сказал: “Будь ты несчастен, о шайтан!” Посланник Аллаха сказал: “Не говори: «Будь несчастен. Если ты скажешь это, шайтан почувствует себя сильным и скажет: «Я его одолел своей силой»; а если ты скажешь: «С именем Аллаха», — он почувствует себя слабее мухи”». В варианте этого хадиса от Халида ибн аль-Хиза Посланник Аллаха сказал своему спутнику: «Не говори так, ведь он увеличивается от этого и становится как дом, а если ты скажешь: “С именем Аллаха”, — то он уменьшится и станет как муха».
Это по причине благословенности имени Аллаха.
Читать перед любым делом
Произносить «тасмию» желательно перед началом каждого дела и каждой речи, а также в начале проповеди, т.к. в хадисе сказано:
«Все, что не начато с именем Аллаха, — (будет) прервано».
Произнесение «тасмии» также желательно перед входом в отхожее место, согласно хадису. Также желательно произнести ее перед совершением малого омовения, согласно хадису, приведенному в «Муснаде» имама Ахмада от Абу Хурайры и Абу Са‘ида:
«Нет омовения у того, кто не упомянул имя Аллаха при его совершении». Это хороший хадис.
Некоторые ученые сочли произнесение «тасмии» в этом случае обязательным. Другие ученые считают, что произносить ее обязательно во всех случаях. Желательно произносить ее при заклании животного, по мнению шафиитов и группы других ученых. Некоторые считают это обязательным. Подробно это будет рассмотрено в соответствующей главе, по воле Аллаха.
Перед едой
Произнесение «тасмии» также желательно перед едой, как об этом сказано в хадисе от Муслима, где Посланник Аллаха ﷺ сказал своему спутнику ‘Умару ибн Абу Саламу:
«Произнеси «тасмию» и ешь правой рукой из того, что перед тобой».
Перед интимной близостью
Некоторые ученые считают это обязательным. Произнесение «тасмии» желательно и перед половой близостью, так, в двух «Сахихах» от Ибн ‘Аббаса передается, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Если кто-либо из вас желает совершить близость со своей супругой, пусть скажет: “Во имя Аллаха! О Аллах, удали нас от шайтана и удали шайтана от того, кем Ты наделил нас”. И если в результате этого суждено ро диться ребенку, то шайтан никогда не сможет причинить ему вред».
Слово «БисмиЛлях»
В слове «باسم» (с именем) скрыт глагол, подразумевающий действие, которое начинается с именем Аллаха. Например, начинаю с именем Аллаха кушать, читать, пить, брать омовение, молиться и т.д. Глагол может быть и в повелительном наклонении, как в словах Всевышнего Аллаха:
اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее» .
Ибн Джарир приводит хадис от Ибн ‘Аббаса , что тот сказал:
«Первое, с чем был ниспослан Джибриль к Мухаммаду это: “О Мухаммад, прибегни к Аллаху (от шайтана)”. Он ответил: “Я прибегаю к Аллаху, Слышащему, Знающему,от шайтана, побиваемого камнями”. Затем Джибриль сказал ему: “Скажи: «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»”, — затем продолжил: ﴾اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ﴿ — “Читай во имя Господа твоего, Который сотворил”».
Слово «Аллах»
«Аллах» (الله) — является собственным именем Всевышнего Господа. Говорится также, что это Его Величайшее имя, т.к. в него включены все Его основные качества. Как сказал Всевышний Аллах:
«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» .
Остальные же его имена указывают на Его определенные качества. Об этом Всевышний сказал:
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Сура 7, аят 180). Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» .
В двух «Сахихах» приводится хадис от Абу Хурайры , в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине у Аллаха есть девяносто девять имен — сто без одного. Кто сосчитал их — зашел в Рай». В варианте от Тирмизи и ибн Маджаха Пророк перечислил имена Аллаха.
Ар-Рази упоминает в своем «Тафсире», что у Аллаха пять тысяч имен: тысяча в Коране и Сунне, тысяча в Торе, тысяча в Евангелие, тысяча в Псалмах, тысяча в Хранимых скрижалях.
Имя (الله) «Аллах» принадлежит только Всевышнему, поэтому среди арабов неизвестно преобразование этого слова в глагол и его корни. Некоторые из лингвистов считают, что это слово целое, которое нельзя преобразовать. Об этом сообщил Куртуби, ссылаясь на группу ученых, из числа которых аш-Шафии, Хытаби, имам двух святынь, Газали и др. Сибавайх считает, что буквы «ا» и «ل» являются коренными буквами этого слова, а не артиклем. Аль-Хытаби сказал: «Разве не видно, что нельзя воззвать “يا الرحمن” — (о, Милостивый), но можно сказать: “يا الله” — (о, Аллах). А ведь при воззвании “يا” артикль не используется».
Есть мнение, что слово “الله” является производным от слова “اله” (божество). Ар-Рази сообщает, что некоторые считают, что имя “الله” «Аллах» не арабское, а заимствовано из иврита, однако он говорит, что это мнение слабое». Арабы раньше называли все возвышенное «لاه», так при восходе солнца они говорили «لاهت الشمس» — возвысилось солнце. Другой возможный корень слова “الله” — это “اله”, поклоняться чему-либо. Исходя из этого мнения “الله” означает определенное божество, артикль «ال» здесь употребляется для возвеличивания и почтения.
Имена Ар-Рахман Ар-Рахим
Имена «الرحمن» «Милостивый» и «الرحيم» «Милосердный» происходят от слова «الرحمة» (милость), но «الرحمن» имеет более широкий смысл, связанный с милостью, чем «الرحيم». Ибн Джарир указывает на единогласие ученых в этом вопросе.
Куртуби сказал: «Доказательством того, что эти имена образованы от слова “милость” служит достоверный хадис, переданный Тирмизи от ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа , о том, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Всевышний Аллах сказал: “Я Милостивый (الرحمن) и сотворил милость (родство) (الرحمة), и дал ей имя от Своего имени. И кто станет сохранять (родственные узы), того и Я сохраню; а кто прерывает их, с тем и Я прерву связь”». .
Куртуби продолжает:
«Хадис указывает на происхождение этого имени. Арабы отрицали имя “الرَّحْمنُ” (Милостивый), из-за их невежества по отношению к Аллаху и Его атрибутам».
Абу ‘Убайд сказал, что и «الرحمن» (Милостивый) и «الرحيم» (Милосердный) имеют ту же форму, что и слова «ندمان» и «نديم» (сожалеющий).
Абу Али аль-Фариси сказал, что имя «الرحمن» имеет более общее значение, охватывая все виды милости, свойственные Аллаху, тогда как «الرحيم» (Милостивый) только по отношению к верующим, как об этом сказал Аллах:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
«Он Милосерден к верующим» .
Ибн ‘Аббас сказал, что оба эти имени означают «мягкий» (رقيق), и одно из них указывает на бóльшую мягкость, т.е. милость, чем другое. Ибн Мубарак сказал: «Милостивый «الرحمن» — Тот, кто дает просящему, а Милосердный «الرحيم» — тот, кто гневается, если у Него не просят».
В хадисе от Абу Хурайры , который приводят ат-Тирмизи и Ибн Маджах, также говорится о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Аллах гневается на того, кто не просит у Него».
Ибн Джарир передал от ас-Сурри ибн Яхьи ат-Тамими, который сказал, что он слышал от ‘Усмана ибн Зуфара, что аль-‘Азрами сказал по поводу имен «Милостивый» и «Милосердный»: «Он (الرحمن) Милостив ко всем творениям, но (الرحيم) Милосерден лишь к верующим».
Аллах сказал:
ثُمَّ اسْتَوَى عَلَى الْعَرْشِ الرَّحْمَانُ
«а потом вознесся на Трон. Он — Милостивый».
А также:
الرَّحْمَانُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый вознесся на Трон».
Аллах упоминает Милость вместе с вознесением на Трон, дабы показать, что Он охватывает Своей милостью все творения в обоих мирах. Также Он сказал:
وَكَانَ بِالْمُؤْمِنِينَ رَحِيمًا
«Он милосерден к верующим».
Тем самым Он отметил здесь Своим милосердием лишь верующих. Это доказывает, что имя «الرحمن» (Милостивый) имеет более широкий смысл, чем имя «الرحيم» — (Милосердный). В хадисе также говорится:
رَحْمنَ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَرَحِيمَهُمَ
«Милостивый ближнего мира и мира вечного, Милосердный обоих миров«.
Имя (Милостивый) «الرحمن» присуще только Всевышнему Аллаху, больше Он никого не назвал так. Ибо Всевышний Аллах также сказал:
قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى
«Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”».
Аллах сказал также:
وَاسْأَلْ مَنْ أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رُسُلِنَا أَجَعَلْنَا مِنْ دُونِ الرَّحْمَانِ آلِهَةً يُعْبَدُونَ
«Спроси тех посланников, которых Мы отправили до тебя, сделали ли Мы помимо Милостивого других богов, которым можно поклоняться?»
Лжепророк Мусайлима назвал себя: (رحمن اليمامة) «милостивым из Йамамы», но Аллах облачил его в одеяния лжи и прославил его как лжеца, и теперь его называют Мусайлима — лжец и он стал олицетворением лжи среди жителей городов и кочевников — бедуинов.
Аллах сначала упомянул Свое имя «Аллах» (الله), которое принадлежит исключительно Ему, а затем упомянул Свое имя «Милостивый» (الرحمن), которое также нельзя использовать кроме как при упоминании Аллаха. Он сказал:
قُلْ ادْعُوا اللَّهَ أَوْ ادْعُوا الرَّحْمَانَ أَيًّا مَا تَدْعُوا فَلَهُ الْأَسْمَاءُ الْحُسْنَى
«Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура «Аль-Исра», аят 110).
И лишь лжепророк Мусайлима и его приверженцы посмели использовать это имя, назвав обманщика «милостивым из Йамамы».
Что касается качества «الرحيم», т.е. Милосердный, то Аллах приписал его (милосердие) и другим. Аллах Всевышний, Свят Он и Велик, сказал:
لَقَدْجَاءَكُمْ رَسُولٌ مِنْ أَنفُسِكُمْ عَزِيزٌ عَلَيْهِ مَا عَنِتُّمْ حَرِيصٌ عَلَيْكُمْ بِالْمُؤْمِنِينَ رَءُوفٌ رَحِيمٌ
«К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (Сура «Ат-Тауба», аят 128).
Аллах также описал некоторые создания, используя Свои атрибуты:
إِنَّا خَلَقْنَا الْإِنسَانَ مِنْ نُطْفَةٍ أَمْشَاجٍ نَبْتَلِيهِ فَجَعَلْنَاهُ سَمِيعًا بَصِيرًا
«Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим» (Сура «Аль-Инсан», аят 2).
Таким образом, у Аллаха есть имена, которыми могут называться Его некоторые творения; есть также имена, которые принадлежат только Ему одному, такие как «الله» (Аллах), «الرحمن» (Милостивый), «الخالق» (Творец), «الرزاق» (Дающий удел) и др. Поэтому Аллах начал «тасмию» с упоминания Своего величайшего имени; далее описал Себя словом (الرحمن) «Милостивый», которое тоже является только Его именем; и далее словом (الرحيم) «Милосердный», которое является не только Его именем и качеством, но также может быть и именем Его творений.
В хадисе от Умм Саламы сообщается, что Посланник Аллаха ﷺ читал, разделяя один аят от другого:
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! — Хвала Аллаху, Господу миров, — Милостивому, Милосердному, — Властелину Дня воздаяния!» (Аль-Фатиха, аят 1).
Некоторые чтецы декламировали так же, а некоторые при чтении соединяли «тасмию» с восхвалением.