Главная » Ислам вопросы и ответы » Надо ли читать слова басмаллы бисмилла Рахман Рахим в Фатихе?

Надо ли читать слова басмаллы бисмилла Рахман Рахим в Фатихе?

Ассаляму алейкум Шейх. Каково положение чтение Басмала вслух в джамаат намазе. Т.е. вслух надо читать или про себя?

Ответ Абу Амины Дагестани:

Ибн Касир о басмалле

Пояснение: Все ученые единогласны в правильности молитвы с чтением «тасмии» вслух или про себя.

Именно этими словами сподвижники начинали чтение Слова Божьего. Ученые единогласны, что эти слова являются частью аята из суры «Муравьи». Однако есть разногласия по поводу того, является ли эта фраза отдельным аятом в начале каждой суры, или же это часть аята в каждой суре; является ли она таковой только в «Фатихе», или она пишется только для разделения между сурами, но не является аятом, как например, считает большинство ученых из числа праведных предков, а также поздних ученых.

В «Сунане» Абу Дауда приводится хадис с хорошим иснадом от Ибн ‘Аббаса о том, что Посланник Аллаха ﷺ не знал, как разделять одну суру от другой, пока ему не было ниспослано:

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

«С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»

Сура «Аль-Фатиха», аят 1

Аль-Хаким в «Мустадраке» передает хадис от Умм Саламы , что Посланник Аллаха ﷺ читал «тасмию» в начале «аль-Фатихи» в молитве и считал ее (тасмию) аятом. Однако в риваяте хадиса от ‘Умара ибн Харуна аль-Бальхи есть слабость. В риваяте от Даракутни Абу Хурайра передает от ‘Али и Ибн ‘Аббаса, что тасмия считается аятом каждой суры, кроме суры «Покаяние». Из тех, кто считал так, — Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра и ‘Али. Из последователей так считали: ‘Ата, Таус, Са‘ид ибн Джубайр, Макхуль, аз-Зухри; так же говорили ‘Абдуллах ибн Мубарак, аш-Шафии, Ахмад ибн Ханбаль, Исхак ибн Рахавайх и Абу ‘Убайда аль-Касим ибн Салам .

Малик, Абу Ханифа и его ученики считали, что «тасмия» не является аятом ни в «аль-Фатихе», ни в других сурах. Одно из мнений аш-Шафии — что «тасмия» является аятом в «аль-Фатихе», но не является частью аята в других сурах, другое его мнение — что она является частью аята в начале каждой суры, оба мнения не популярны.

Дауд считает, что «ал-Фатиха» является отдельным аятом в начале каждой суры, но не является частью самой суры. Об этом есть риваят от Ахмада ибн Ханбаля, а также Абу Бакра ар-Рази и Абу аль-Хасана аль-Карзи — двух крупнейших последователей ханафийского мазхаба . Это все, что касается того, является ли «тасмия» аятом из суры «аль-Фатихи» или нет.

По поводу чтения «тасмии» вслух, те, кто считает ее частью «аль-Фатихи», утверждают, что ее следует читать вслух. Те же, кто не считает ее частью «аль-Фатихи», не читают ее вслух. Такого же мнения придерживаются те, кто считают ее первым аятом лишь в суре «аль-Фатиха». Те же, кто считает ее первым аятом каждой суры, не согласны с ними. На самом деле существуют разногласия по этому поводу. Так аш-Шафии считает, что «тасмию» следует читать вслух вместе с «аль-Фатихой» и последующей сурой. Такого же мнения придерживалась группа сподвижников и их последователей, а также имамов мусульман из числа первых и последних поколений. Из сподвижников вслух ее читали Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Му‘авия. Ибн Абду-ль-Барр и аль-Байхаки передают, что так же делали ‘Умар и ‘Али. Аль-Хатыб сообщает, что так же делали все четыре праведных халифа Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, однако этот риваят не нашел подтверждения из других источников. Из последователей так поступали Са‘ид ибн Джубайр, ‘Икрима, Абу Килаба, аз-Зухри, ‘Али ибн аль-Хасан и его сын Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, ‘Ата, Таус, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Каради, ‘Убайд, Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм, Абу Уаиль, Мухаммад ибн Сирин, Мухаммад ибн Мункадир, ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, его сын Мухаммад, Нафи‘ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Зайд ибн Аслам, ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз, аль-Азрак ибн Кайс, Хубайб ибн Абу Сабит и другие. Их доводом было то, что «тасмия» является частью «аль-Фатихи», поэтому ее следует читать вслух, так же как и «аль-Фатиху». Также Насаи и Ибн Хиббан в их «Сахихах» и аль-Хаким в «Мустадраке» передают от Абу Хурайры, что тот читал «тасмию» вслух в своей молитве, а после ее завершения он сказал, что он уподобляет это молитве Посланника Аллаха ﷺ . Это достоверная передача по мнению Даракутни, аль-Хатыба, аль-Байхаки и других.

Передают Абу Давуд и Тирмизи от Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ открывал молитву чтением:

 «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!». Аль-Хаким также передал со слов Ибн ‘Аббаса, что Посланник Аллаха ﷺ читал: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ — «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!», вслух. Аль-Хаким сказал, что это достоверный хадис 1Даракутни, 1/302.

Бухари передает в своем «Сахихе» от Анаса ибн Малика, что его спросили о чтении Посланника Аллаха  ﷺ в молитве, на что он ответил: «Его чтение было протяжным». Затем он прочел: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴿ — «С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!» и при этом протянул «بِسْمِ اللَّهِ», затем протянул «الرَّحْمَٰنِ», а затем — «الرَّحِيمِ»2Фатх аль-Бари, 9/91.

В «Муснаде» имама Ахмада, «Сунане» Абу Дауда, «Сахихе» Ибн Хузаймы, «Мустадраке» аль-Хакима приводится хадис от Умм Саламы, что Посланник Аллаха читал раздельно:

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! 3Аль-Джами‘ аль-Кабир, 1/1258

Даракутни в «Сахихе» передает от Анаса, что Му‘авия как-то молился в Медине и при этом пропустил «тасмию». Это не понравилось присутствовавшим мухаджирам. Когда же он молился в следующий раз, то прочитал «тасмию». Мы привели достаточное количество хадисов и риваятов из множества существующих, чтобы аргументировать данное мнение. Для обсуждения противоречий и уровня достоверности или слабости хадисов можно обратиться к другим книгам.

Другие ученые считают, что читать «тасмию» вслух в молитве не следует. По некоторым сведениям, так поступали четыре праведных халифа, ‘Абдуллах ибн Мугаффаль, некоторые группы из числа, последователей, праведных предков и более поздних ученых. На этом же мнении мазхабы Абу Ханифы и Ахмада ибн Ханбаля.Имам Малик считает, что «тасмию» не следует читать ни про себя, ни вслух. Он аргументирует свое мнение хадисом, переданным Муслимом от ‘Аиши , в котором говорится, что Посланник Аллаха ﷺ начинал молитву с «такбира» и чтения: ﴾الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ﴿ — «Хвала Аллаху, Господу миров» 4«Муснад» имама Ахмада, 6/171.

В двух «Сахихах» приводится хадис от Анаса ибн Малика, где он сказал:

«Я молился за Посланником Аллаха, за Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом. Они начинали молитву с чтения: ﴾الْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ﴿ — “Хвала Аллаху Господу миров”». В варианте Муслима: «И не упоминали: ﴾بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴿ — “С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного” ни в начале молитвы, ни в ее конце».

Так же сообщается в «Сунане» от ‘Абдуллаха ибн Мугаффиля . Эти аргументы легли в основу доводов имамов в этом вопросе. Все ученые единогласны в правильности молитвы с чтением «тасмии» вслух или про себя. И Аллаху принадлежит хвала и благодарность! 5Тафсир Ибн-Касира, сура Фатиха