Главная » Абу Бакр ас-Сиддик

Абу Бакр ас-Сиддик

Абу Бакр ас-Сиддик (أبو بكر الصديق)( родился в 573 в Мекке — умер 634 в Медине) — ближайший сподвижник и друг Пророка Мухаммада ﷺ и отец его жены Айши, один из первых людей принявших ислам, первый праведный халиф, один из десяти обрадованных при жизни раем, лучший из людей после пророков и божьих посланников.

Полное имя Абу Бакра — Абдуллах ибн Усман ибн ‘Амир ибн ‘Амр ибн Ка’аб ибн Са’ад ибн Тайм ибн Мурра ибн Ка’аб ибн Люай. Абу Бакр принадлежал к небольшому роду Бану Тайм из племени курайшитов. Имя Абу Бакр переводится как хозяин молодых энергичных верблюдов.

Родословная Абу Бакра пересекается с родословной Пророка Мухаммада ﷺ на шестом прадеде Ка’абе ибн Люайе.

Прозвища

У Абу Бакра были два известных прозвища:

  1. Аль-Атикъ (в переводе как освобожденный, то есть тот который был спасен от адского огня. Однажды Айша сидела рядом с Пророком ﷺ, в тот момент зашел Абу Бакр. Пророк ﷺ сказал: «Кто желает увидеть человека, освобожденного от ада, пусть посмотрит на этого человека (Абу Бакра)» 1(сборник «Мустадрак» Аль Хакима, «Сунан» Ибн Мансура, слабый хадис). В сборнике Ат-Тирмизи приводится еще один хадис, в нем говорится, что Пророк ﷺ сказал Абу Бакру: «…Радуйся и ликуй! Поскольку ты являешься тем, кого Аллах освободил от адского огня«. Другой перевод слова «Аль-Атикъ» — первый или изначальный, то есть тот, который стремится первым совершить благодеяние;
  2. Аль-Аввах, что означает «тот, кто постоянно обращается к Аллаху»;
  3. Аль-Аткъа, что означает «самый богобоязненный», поскольку он был самым богобоязненным человеком после Пророка ﷺ;
  4. Ас-Сыддикъ или Ас-Сиддик — является самым известным и главным прозвищем Абу Бакра. В переводе на русский язык, означает правдивеший. Есть множество преданий в сунне Пророка ﷺ, где упоминается это прозвище. Однажды Пророк ﷺ, Абу Бакр, Умар и Усман  поднимались на гору Ухуд, она начала трястись (произошло землетрясение) и Пророк ﷺ потоптал по ней ногой и сказал: «Успокойся, Ухуд! Ведь единственные люди, которые на тебе сейчас, — это Пророк, Ас-Сиддик, и двое шахидов (Умар и Усман погибли во времена своих правлений)» 2(сборник Аль-Бухари и сборник Муслима). В жизнеописании Пророка ﷺ приводится история о ночном переносе и вознесении. Пророк ﷺ сообщил людям о своем ночном перенесении в Иерусалим, а затем о вознесении на небеса ко Всевышнему Аллаху. Услышав эти слова, люди начали подшучивать и смеяться над Пророком ﷺ. Один человек пришел к Абу Бакру и сказал ему об этом, желая вызвать у Абу Бакра сомнения,  сказал: «Ты знаешь о чем твой друг только, что сообщил?» Абу Бакр спросил: «О чем же он сказал?«. Тот ответил: «Он заявляет, что ночью он был перенесен в Иерусалим и вернулся в эту же ночь!» На что Абу Бакр сказал: «Если он (Пророк ﷺ) сказал так, значит это правда«. Тот человек удивился: «Неужели ты поверишь ему, когда он заявляет, что прошлой ночью он отправился в Иерусалим и вернулся в эту же ночь!?» На это Абу Бакр сказал: «Я верю ему, когда он говорит нечто более невероятное и поразительное, чем это«.

Семья

Отец и мать Абу Бакра

Отца Абу Бакра звали Усман, известного более по прозвищу Абу Кухафа. Он принял ислам после завоевания Мекки где-то в 90 лет. Мать Абу Бакра звали Сальма бинт Сахр. Она приняла ислам еще в самом начале призыва, ставшей одной из первых женщин мусульманок.

Жены и дети

За всю свою жизнь Абу Бакр был женат на четырех женщинах от которых у него родилось три сына и три дочери. В конце жизни Абу Бакр был женат одновременно на двух женах. Первые три жены Абу Бакра были курайшитками и родом из Мекки.

Со своей первой женой Абу Бакр развелся еще во времена невежества (доисламские), ее звали Кутейля бинт Абдульузза (приняла ли она ислам или нет неизвестно). От Кутейли у Абу Бакра родился один сын — Абдуллах 3(он был тем, кто сообщал Пророку ﷺ и Абу Бакру новости о мекканцах, когда они прятались в пещере савр, чтобы совершить хиджру, он принял ислам и совершил также хиджру, привезя в Медину свою мачеху Умм Румман и ее дочь Айшу, то есть свою сестру и другую свою сестру Асму.) и одна дочь Асма (по прозвищу «обладательница двух поясов» 4(она отдала часть своего пояса, чтобы завязать мешки с едой, когда Пророк ﷺ и ее отец Абу Бакр совершали хиджру, другой частью она обвязывала свой аурат). Абдуллах участвовал в битве при Таифе и был серьезно ранен, что послужило его длительной двухлетней болезни и в конце концов смерти.

У Асмы и ее мужа Аз-Зубейра родился ребенок, который был первым новорожденным ребенком среди мусульман в Медине, его назвали Абдуллахом. Абдуллах ибн Аз-Зубейр — был внуком Абу Бакром и сподвижником Пророка ﷺ в четвертом поколении семейства Абу Бакра.

Умм Руман бинт Амир ибн Уваймир (умерла в 6 г. хиджры) — Абу Бакр женился на ней в исламскую эпоху. Она была курайшиткой. Она родила Абу Бакру мальчика (Абдурахман) и девочку (Айша). Она была тещей Пророка ﷺ.

Асма бинт Умейс — третья жена Абу Бакра. Она стала вдовой, после смерти своего мужа Джафара ибн Аби Талиба во время битвы при Муте. Затем на ней женился Абу Бакр. Она родила Абу Бакру сына — Мухаммада. После смерти Абу Бакра она вышла замуж за Али ибн Абу Талиба. Али взял под опеку Мухаммада, которому было около 4-5 лет, а когда он вырос, во времена правления Али, Али сделал его наместником Египта.

Четвертая жена Абу Бакра была из Медины, ее звали Хабиба бинт Хариджа. Она была из числа ансаров. От нее у нее родилась дочь, которую назвали Умм Кульсум, она родилась уже после смерти Абу Бакра. Будучи при смерти Абу Бакр сказал своей дочери Айше: «О Аиша, я завещаю тебе заботиться о своих двух младших братьях и двух сестрах». Аиша удивленно говорит: «Но у меня ведь только одна сестра! Кто другая сестра?». И тогда Абу Бакр сказал: «Хабиба беременна. И у меня предчувствие, что она родит девочку».

Внешность

Он был светло-смуглым, относительно высоким для арабов и очень худым человеком. Его бедра были худыми, от этого его накидка (изар) всегда наровила спуститься.

Знания

Абу Бакр был самым знающим сподвижником в генеалогии арабов — науке о родословной. Он очень хорошо знал историю арабских племен, события и сражения, поворотные и знаменательные даты. Абу Бакр был историком.

Когда Пророк ﷺ призывал какое-либо племя к исламу, он брал с собой Абу Бакра, чтобы выяснить кто эти люди, потомками каких родов они являются и т.д.

Характерной чертой Абу Бакра, как историка, было то, что он никогда не упоминал постыдных или позорных эпизодов в родословной людей, чтобы не обижать их. Не в его характере было поносить людей или разоблачать их позорные эпизоды жизни.

Характер

Он был справедливым человеком. Из качеств Абу Бакра, которые были известны еще до принятия им ислама то, что он был целомудренным и благопристойным человеком.

Историк Ас-Суюты упоминает, что Абу Бакр никогда не пил алкоголь, не совершал прелюбодеяния и никогда не поклонялся идолам 5(будучи халифом Абу Бакр однажды произнес: «за всю жизнь, я ни разу не совершил земной поклон идолам».), что было очень редким явлением среди арабов доисламского времени. Однажды, Абу Бакр будучи молодым, проходил мимо одного пьяного человека, который вел себя неподобающим образом, ругаясь и махая рукой, которую он испачкал в испражнениях. Абу Бакр почувствовал такое отвращение, что того дня он зарекся, что никогда не будет пить вино.

Абу Бакр был известен как мягкий, добросердечный, вежливый и учтивый человек. Курайшиты любили и уважали Абу Бакра за его благие черты характера.

Когда начался бойкот мусульман, Абу Бакр был готов переселиться вместе с другими сподвижниками в Абиссинию, поскольку его род бану Тайм лишили его покровительства и защиты. Когда Абу Бакр уже собирался покинуть Мекку, один из вождей другого мекканского племени по имени Ибну Дагъина пришел к нему и сказал: «О Абу Бакр, ты не можешь покинуть нас, ведь ты проявляешь добро к своим родственникам, заботишься о сиротах, кормишь бедняков, помогаешь тем, кто попал в беду!» Комментируя этот случай Ибн Хаджар сказал: «удивительно то, что два разных человека (Ибну Дагъина и Хадиджа) в разное время произнесли практически одинаковые слова в адрес двух разных людей: Пророка ﷺ и Абу Бакра, без каких-либо договорённостей, что показывает, что качества Пророка и Абу Бакра были очень близки и похожи». И после этого случая, его стали называть «Ас-Сиддиком», правдивейшим.

Пророк об Абу Бакре ﷺ

Пророк ﷺ сказал: «… Аллах отправил меня к вам в качестве пророка. И все вы вначале сказали: «Он лжет (имея ввиду Пророка ﷺ)». И только один Абу Бакр сказал в самом начале: «Он говорит правду». И только Абу Бакр разделил со мной имущество (выдав свою дочь и сделав его частью своей семьи)«.

Пророк ﷺ сказал: «»Ничьи деньги и имущество не принесли мне столько пользы, сколько имущество и деньги Абу Бакра«.

Пророк ﷺ сказал: «…Оставьте моего товарища в покое (имея ввиду Абу Бакра)! Не огорчайте его!» После этих слов никто не огорчал и не сердил Абу Бакра.

Пророк ﷺ сказал: «Когда я призывал вас к исламу, каждый из вас хотя бы немного, но колебался. Кроме Абу Бакра. Когда я призвал его в Ислам, он принял его без каких-либо колебаний«.

Детство

Однажды отец Абу Бакра отвел своего маленького сына в храм в Мекке, где находились идолы и сказал: «это твои боги, ты обязан поклоняться им», и он оставил Абу Бакра с ними. Абу Бакр подошел к одному из тех идолов и сказал: «я голоден, накорми меня», но идол ничего не сделал. Тогда Абу Бакр подошел к другому и сказал: «мне нужна одежда, дай мне одежду», но и тут ничего не произошло. Тогда Абу Бакр осознал, что эти идолы никакие не божества, тогда он взял камень и бросил в одно из них, после чего тот упал. Осознав всю беспомощность идолов Абу Бакр никогда не поклонялся им в своей жизни.

Юность

Уже с молодых лет Абу Бакр активно занимался торговлей и совершил множество торговых поездок в Византию, в частности , в город Бусра, находившийся рядом с Дамаском. Абу Бакр накопил большую сумму денег. Когда Абу Бакр принял ислам у него было 40000 дирхамов 6(историк Ибн Саад, сборник Табакат)

Он не был богатым, но был достаточно состоятельным человеком.

История принятия ислама

Однажды, когда Абу Бакр сидел возле Каабы, там же находился Зейд ибн Амр, и в тот момент мимо него проходил Умайя ибн абис-Сальт.

Абу Бакр, будучи молодым парнем, наблюдал за ними и слушал их разговор. И вот что сказал ибн абис-Сальт: «Приветствую тебя, Зейд, как ты поживаешь? Ну что? Ты нашел прямой путь (то есть истину)?» В ответ на это Зейд прочитал стихотворение, смысл которого был такой: «Все религии являются ложными, кроме ханифийи, религии Ибрахима, мир ему». И затем Зейд ибн Амр сказал Умайе ибн абис-Сальту: «Пророк, которого мы ожидаем, придет либо из моего племени, либо из твоего».

Абу Бакр, который слышал их беседу, говорил: «Тогда я впервые услышал, что кого-то называют «Пророк». Понятие о Пророке и пророчестве было совершенно неизвестно арабам того времени. Они не были знакомы с этими терминами. Поэтому в Коране неоднократно говорится, что раньше к арабам не приходили пророки, и их отцов раньше никто не увещевал: «Он ниспослан Могущественным, Милосердным, чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег, из-за чего они оставались беспечными невеждами» (Йа Син: 5-6 аяты). Абу Бакр отправился к самому знающему человеку в Мекке Варакъе ибн Науфалю. Он размышлял о приходе Пророка, читал писания, где упоминалось о пророках. Варакъа обладал почетом и уважением среди людей.

Абу Бакр говорит: «Я пришел к Варакъе ибн Науфалю и спросил его: «Кто такой Пророк? Я слышал, как Зейд ибн Амр упоминал о скором приходе какого-то Пророка». Варакъа ответил: «Да, это так, сынок. Мы трое (то есть, Варакъа, Зейд ибн Амр и Умайя ибн абис-Сальт) — обладатели знания, мы — люди Писания…», имея в виду, что «мы придерживаемся другой религии. Мы не признаем идолопоклонство». «…Однако все мы ждем прихода Пророка, который будет лучшим среди арабов. И наш народ курайшиты (Варака тоже был курайшитом)  — лучшие из арабов. Поэтому он придет из курайшитов».

То есть, Варакъа прямо сказал, что Пророк будет из племени курайш, даже не упомянув про племя сакъыф. Поскольку ожидалось, что Пророк будет потомком Исмаила; а самые почтенные и уважаемые из потомков Исмаиля — это курайшиты.