Наряду с этим он был проницательным, умным, находчивым и очень красноречивым человеком. Сабит мог одержать победу в любом споре, а когда обращался к людям с речью, то полностью овладевал вниманием слушателей.
Аллах раскрыл его сердце для принятия истинной веры, уготовил для него высокое предназначение и прославил его, поставив под знамя Пророка Ислама ﷺ.
Едва слово “Рай” достигло ушей присутствующих, как их лица осветились радостью, и они в восторге воскликнули:
С того самого дня Посланник Аллаха ﷺ сделал Сабита ибн Кайса своим оратором подобно тому, как Хассан ибн Сабит стал его поэтом.
Когда к Пророку ﷺ в Медину прибывали делегации различных арабских племён, в которые входили лучшие ораторы и поэты для проведения состязаний в красноречии и поэтическом даре, то на соревнование ораторов Посланник Аллаха ﷺ всегда посылал Сабита ибн Кайса, а на соревнования поэтов – Хассана ибн Сабита.
Вера Сабита и предсказание о смерти шахидом
Сабит ибн Кайс был глубоко верующим человеком, богобоязненным и истинным праведником, трепещущим пред своим Владыкой и всячески остерегающимся всего того, что могло бы вызвать гнев Всевышнего и Всемогущего Аллаха.
Как-то раз Посланник Аллаха ﷺ увидел Сабита в состоянии глубокой печали и отчаяния, трепещущим от страха и ужаса. Он спросил его:
– Что с тобой, о Абу Мухаммад?
– Боюсь, что пропала моя душа, о Посланник Аллаха, – ответил Сабит.
– Это почему же? – задал вопрос Пророк ﷺ.
Сабит ответил:
– Всевышний и Всемогущий Аллах запретил нам обольщаться восхвалениями за то, чего мы не сделали, а я нахожу, что мне нравятся восхваления… Он запретил нам высокомерие и кичливость, а я нахожу, что мне любезно тщеславие.
Всячески успокаивая его, Посланник Аллаха ﷺ сказал:
– О Сабит! Разве тебе не нравится вести жизнь, достойную восхваления, или пасть геройской смертью на поле боя и стать обитателем Рая?
Лицо Сабита засияло, когда он услышал эту радостную весть, и он воскликнул:
– Да, конечно, о Посланник Аллаха! Разумеется, я хочу этого, о Посланник Аллаха!
Пророк ﷺ сказал:
– Тогда это суждено тебе!
Рукъя Пророка ﷺ
Сабит ибн Кайс ибн Шаммас, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха ﷺ, зашёл к нему, чтобы навестить его, когда он был болел, и сказал: «Удали болезнь, Господь людей, от Сабита ибн Кайса». Затем он взял немного земли из Батхана [долина в Медине], положил её в кувшин, побрызгал на неё водой, затем вылил на него.
Хукм о дозволенности развода по инициативе жены
Хабиба бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды Посланник Аллаха ﷺ, выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Кто это?» Она ответила: «Я Хабиба бинт Сахль». Он спросил: «Что случилось?» Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом». Когда подошёл Сабит ибн Кайс, Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах». Хабиба сказала: «О Посланник Аллаха! Всё, что он дал мне, у меня». Посланник Аллаха ﷺ, сказал: «Забери это у неё». И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там.
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, передаёт, что Хабиба бинт Сахль была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса и он ударил её и что-то сломал ей . После утренней молитвы она пришла к Посланнику Аллаха ﷺ, и пожаловалась на мужа . Пророк ﷺ, позвал Сабита и сказал ему: «Возьми что-нибудь из её имущества и расстанься с ней».
Сабит спросил: «Это дозволено, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Да». Сабит сказал: «Поистине, я дал ей два сада в качестве брачного дара, и сейчас она владеет ими». Пророк ﷺ, сказал: «Забери их и расстанься с ней». И он так и сделал. [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаёт, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль‘ и Пророк ﷺ, сказал ей, что её ‘идда — одна менструация. [‘Абдуллах] ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «‘Идда женщины после хуль‘ — одна менструация».
История печали
Когда Всевышний Аллах ниспослал следующее высказывание:
“О вы, верующие, не поднимайте голоса вашего выше голоса Пророка, и не обращайтесь к нему громко с речью, как вы обращайтесь друг с другом, дабы не сделались дела ваши тщетны а вы и не знаете”.(Комнаты, 2)
Сабит решил, что этот аят ниспослан о нём. Он отстранился от людей, сидел в своём доме, никуда не выходя, и плакал. Заметив его отсутствие, Посланник Аллаха ﷺ спросил о нём людей:
– Кто проведает Сабита и расскажет мне, что с ним?
Один из ансаров сказал:
– Я сделаю это, о Посланник Аллаха.
Отправившись к Сабиту, гонец Пророка ﷺ обнаружил его дома в состоянии глубокой печали с низко опущенной головой. Он спросил его:
– Что с тобой, о Абу Мухаммад?
– Беда, – ответил Сабит.
– А в чём дело? – спросил гонец.
Сабит сказал:
– Ты же знаешь, что у меня очень громкий голос, который часто звучит сильнее, чем голос Посланника Аллаха. И вот, был ниспослан аят Корана, о котором ты знаешь. Это означает, что все мои дела тщетны, и я буду обитателем Ада…”
Вернувшись к Посланнику Аллаха ﷺ, гонец рассказал ему всё, что увидел и услышал. Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Нет! Он — из обитателей Рая!» Пророк ﷺ повелел:
– Иди к Сабиту и скажи ему: “Ты не будешь обитателем Ада, так как тебе суждено пребывать в Раю”.
Это явилось прекраснейшей новостью для Сабита, который всю свою жизнь пребывал в надежде обрести возвещенное ему благо. Так угроза вдруг превратилась в радостную весть. Так радость стёрла собой печаль, И опечаленный улыбнулся.
Смерть на пути Аллаха. Предсказание Пророка ﷺ
Сабит ибн Кайс участвовал во всех боевых походах Посланника Аллаха ﷺ за исключением битвы при Бадре. Во всех боях он всегда находился в самой гуще схватки, ища геройской смерти на поле боя, о которой возвестил ему Пророк ﷺ. Однако это ему никак не удавалось, хотя он и бывал не раз на волосок от гибели…
Это продолжалось вплоть до начала войн с вероотступниками в эпоху правления правдивейшего Абу Бакра, когда мусульмане поднялись на борьбу с лжепророком Мусайлимой.
В то время Сабит ибн Кайс командовал войсками ансаров, а Салим Маулая Абу Хузайфа – войсками мухаджиров. Халид ибн аль-Валид был главнокомандующим всех вооружённых сил, включавших в свой состав ансаров, мухаджиров, а также бедуинские части…
В ходе ожесточённых боёв с Мусайлимой и его приспешниками победа начала склоняться к лжепророку. Вероотступникам удалось даже прорваться к шатру главнокомандующего Халида ибн аль-Валида, где они собирались убить его жену Умм Тамиму. Обрезав все верёвки, которые крепили шатёр, вероотступники в клочья разорвали всё полотнище.
Когда Сабит ибн Кайс увидел слабость и потрясение, постигшие в этот день мусульман, его сердце преисполнилось скорбью и печалью. В его душу проникли тревога и беспокойство, когда он услышал пререкания мусульман между собой и их взаимные упрёки…
Городские арабы обвиняли бедуинов в трусости, а бедуины, в свою очередь, утверждали, что городские арабы не умеют сражаться и не знают, что такое война.
Натёршись бальзамом для покойников и завернувшись в саван, Сабит провозгласил перед всеми:
“О мусульмане! Не так мы сражались во времена Посланника Аллаха! Прискорбно видеть мне, как вы приучили ваших врагов бесстрашно нападать на вас… Прискорбно также видеть мне, как вы привыкли терпеть поражение от них…”
Возведя свой взор к небу, Сабит воззвал:
“О Аллах, поистине, непричастен я к тому, с чем пришли эти язычники! [Мусайлима и его приспешники – Ред.]. Поистине, непричастен я и к тому, что творят эти [пререкающиеся мусульмане – Ред.]”.
Затем, подобно разъярённому льву, он бросился на врага плечом к плечу со своими лучшими соратниками: аль-Бара ибн Маликом аль-Ансари, братом вождя правоверных Умара ибн аль-Хаттаба Зайдом ибн аль-Хаттабом, Салимом Мауляей Абу Хузайфой и многими другими из первых мусульман.
Сабит проявлял в бою чудеса героизма, вселив боевой дух и решимость в сердца мусульман, а в души язычников ужас и смятение.
Он появлялся то на одном, то на другом краю поля боя, то с одним, то с другим оружием в руках, и продолжал ожесточённо сражаться, пока израненный, но счастливый не рухнул бездыханным на поле боя. Исполнилось предначертанное Аллахом предсказание его любимца Посланника Аллаха ﷺ, и Сабит обрел желанную мученическую смерть воина в битве за истинную веру. Через его Джихад, в частности Аллах даровал блестящую победу мусульманам…
Вещий сон и исполненное завещание
В бою Сабит носил на себе очень ценную кольчугу. Проходивший мимо мусульманский воин снял её с тела Сабита и взял себе.
На следующую ночь после своей гибели Сабит явился во сне одному из мусульман и сказал ему:
“Я Сабит ибн Кайс. Узнал ли ты меня?”
“Да”, – ответил человек.
Сабит сказал: “Я хочу сделать тебе распоряжение. Берегись же упустить из него что-нибудь, когда будешь его рассказывать… После того, как меня вчера убили, мимо моего тела проходил один мусульманский солдат, который выглядит так-то и так-то… Он снял с меня кольчугу и унёс в свою палатку, которая находится на окраине лагеря в таком-то месте. Там он положил её под свой котёл, а сверху водрузил верблюжье седло. Отправляйся к Халиду ибн аль-Валиду и скажи ему: “Пошли своих людей к человеку, который взял кольчугу Сабита, пока она лежит в указанном месте…”
А теперь другое моё распоряжение, из которого ты также не должен ничего упустить…
Скажи Халиду: “Когда ты придёшь к халифу Посланника Аллаха в Медину, то скажи ему, что у Сабита ибн Кайса остался такой-то долг, а двое таких-то из его рабов свободны. Пусть он заплатит мой долг и освободит указанных двоих слуг из рабства”.
Когда человек проснулся, то пришёл к Халиду ибн аль-Валиду и сообщил ему всё, что видел во сне.
Когда Халид послал за кольчугой Сабита, то её обнаружили именно в указанном месте и вернули в целости и сохранности.
Вернувшись в Медину, Халид рассказал Абу Бакру об этой истории с Сабитом ибн Кайсом и передал его завещание, которое правдивейший исполнил.
Таким образом, Сабит стал единственным человеком, чьё завещание, оставленное им после своей смерти, было исполнено.
Да будет Аллах доволен Сабитом ибн Кайсом и ублаготворил его, поместив в высочайшую степень Рая.