Сафван ибн Умайя ( араб . صفوان بن أمية ) (умер в 661 г.) — один из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ, до завоевания Мекки являлся одним из самых злейших врагов Пророка ﷺ, замышляя его убийство и оплатив данное преступление, он также был одним из активных участников в сборах армии на битвы против мусульман: в Ухуде и походе на Медину.
Семья
Он был из Бану Джума клана из Курайш племени в Мекке . Его отцом был Умайя ибн Халаф, один из старейшин курайшитов и богатейших жителей Мекки; его матерью была Карима бинт Мамар ибн Хабиб. У него был брат по отцовской линии по имени Али и брат по материнской линии по имени Джабала ибн аль-Ханбал.
Сафван был женат по крайней мере пять раз:
- Барза бинт Масуд из правящей семьи племени сакиф в Таифе. Она была дочерью сестры его отца и матерью его детей, Абдуллы «Старшего», Хишама ибн Сафвана , Умайи ибн Сафвана и Умм Хабиб бинт Сафван .
- Фахита бинт аль-Валид ибн аль-Мугира из клана Махзум курайшитов в Мекке.
- аль-Багум бинт аль-Муаддхиль ибн Кинана. Она была матерью его сына Абдуллы «Младшего».
- Умм Кульсум бинт Джарвал (также известная как Мулайка) из племени хузаа .
- Умайна бинт Аби Суфьян из клана Умайя курайшитов. Она была матерью его сына Абдулрахмана.
Оппозиция Мухаммаду ﷺ и военные кампании
Отец Сафвана, Умайя ибн Халаф, выступил против Пророка Мухаммеда ﷺ в Мекке. Он участвовал в заговоре с целью убийства Пророка ﷺ, после чего Пророк Мухаммад ﷺ уехал в Медину . Только после битвы при Бадре в марте 624 г. сопротивление Сафвана стало активным.
Битва при Бадре
Сафван не сражался при Бадре (март 624 г.). Когда новость о том, что армия курайшитов была разбита, впервые достигла Мекки, Сафван сказал, что Мухаммад ﷺ не в своем уме. Но когда Посланника Аллаха ﷺ спросили: «Что случилось с Сафваном ибн Умайей?» он ﷺ ответил: «Вот он, сидит в хиджре, и я стал свидетелем убийства его отца и брата!».
В ответ на это Сафван вступил в сговор со своим двоюродным братом Умайром ибн Вахбом, чтобы убить Пророка Мухаммеда ﷺ. Сафван выплатил долги Умайру и позаботился о его семье, в то время как Умайр отправился в Медину с «заточенным и отравленным» мечом. Сафван пообещал курайшитам, что скоро они услышат хорошие новости из Медины. Но его план имел неприятные последствия, поскольку у ворот мечети мусульмане узнали Умайра и привели его к Пророку ﷺ, который уже знал подробности заговора. Умайр обратился в ислам и вернулся в Мекку, чтобы проповедовать и «создавать трудности для них в их религии, как я раньше создавал трудности для ваших товарищей в их религии». Сафван поклялся, что больше никогда не будет разговаривать с Умайром. Умайр проявлял жесткость по отношению к тем, кто выступал против его проповеди, «так что через него многие стали мусульманами».
Битва при Ухуде
В ноябре или декабре Сафван и Абу Суфьян захватили торговый караван, двигавшийся в сторону Ирака, из серебряных сосудов на общую сумму 100 000 дирхамов.
Сафван посовещался с Абдуллахом ибн Аби Рабиа и Икрима ибн Аби Джахль . Они «шли с людьми, чьи отцы, сыновья и братья были убиты в Бадре, и они говорили с Абу Суфьяном и теми, у кого были товары в этом караване, говоря:« Люди курайшитов, Мухаммад обидел вас и убил ваших лучших людей». , так что помогите нам этими деньгами, чтобы сразиться с ним, чтобы мы могли надеяться отомстить за тех, кого мы потеряли». Сафван заплатил поэту Абу Аззу, чтобы тот призвал племена кинана сплотиться с курайшитами. Курайшиты собрались вместе, чтобы сразиться с мусульманами в марте 625 года, и это событие стало битвой при Ухуде.
Многие из курайшитских командиров привели женщин, чтобы поддержать армию: Сафван взял своих двух жен, Барзу бинт Мас ‘уд и аль-Багум бинт аль-Муадхиль. Сафван являлся руководителем пехоты против армии мусульман во время битвы при Ухуде.
Во время битвы он нанес смертельный удар раненому Хариджа ибн Зайду (тестю Абу Бакра) и изувечил его тело, в знак мести того, что Хариджа напал на отца Сафвана в битве при Бадре. Он также убил Авса ибн Аркама и Ибн Кавкала. После битвы Сафван отговорил курайшитов от вторжения в Медину; он сказал, что они слишком устали, чтобы добиться чего-либо, и в этом нет никакого смысла, поскольку они уже выиграли битву.
В августе 625 г. люди из Адаля и Аль-Кара привели в Мекку троих мусульман, которых они захватили. Сафван купил одного из них, Зайда ибн ад-Датинну, чтобы убить его в отместку за смерть своего отца в Бадре. Он послал его в Таним, чтобы убить за пределами святилища. Абу Суфьян спросил его: «Разве ты не хочешь, Зайд, чтобы это был Мухаммад, который был на твоем месте и был бы убит, а ты был дома со своей семьей?» Зайд ответил: «Я бы не пожелал Мухаммеду даже укола шипа, даже если это приведет меня домой, в мою семью!» Когда слуга Сафвана Нистас убил Зайда, Абу Суфьян заметил: «Я никогда не видел никого столь же любимого, как его любили товарищи Мухаммеда».
Битва у рва
Сафван активно поддерживал Абу Суфьяна в планировании и сбор средств для битвы у Рва.
Осенью 627 года торговый караван, возвращавшийся из Сирии, вез «много серебра», принадлежащего Сафвану. Этот караван перехватили Зайд ибн Хариса и 170 всадников, которые взяли серебро и несколько пленных.
Договор Худайбийя
Когда курайшиты узнали, что 1600 мусульман приближаются к Мекке в марте 628 года, Сафван был одним из трех лидеров, которым было поручено разобраться с ситуацией. Он послал Икриму ибн Аби Джахла с 200 всадниками, чтобы заручиться поддержкой окружающих племен. Когда их союзники прибыли в Мекку, дом Сафвана был одним из четырех пунктов приема пищи, где можно было накормить посетителей, а когда Усман вошел в город, Сафван был среди тех, кто его приветствовал. Эти события привели к Худайбийскому договору.
Вскоре после этого Пророк Мухаммад ﷺ приказал мужчинам-мусульманам развестись с любой из их жен, которые все еще были язычниками. Одной из разведенных таким образом женщин была жена Умара, Умм Кульсум бинт Джарвал. Когда она вернулась в Мекку, Сафван женился на ней.
Тем временем Пророк Мухаммад ﷺ осадил Хайбар. Старейшины курайшитов сделали ставку на то, кто выиграет эту битву: Сафван поспорил пятью верблюдами, что Пророк Мухаммед ﷺ проиграет, и был зол, когда Абу Суфьян выразил скептицизм по этому поводу.
Впоследствии Халид ибн Аль-Валид обратился в ислам и пригласил Сафвана сопровождать его в Медину, потому что: «Мы — главный корм. Мухаммад побеждает арабов и неарабов». Сафван отказался «с большим отвращением», сказав: «Даже если бы я был единственным живым курайшитом, я бы никогда не последовал за ним!» Согласно условиям договора, Пророк Мухаммед ﷺ прибыл в Мекку в марте 629 г. для малого паломничества . Когда Билал призвал мусульман к молитве из Каабы, Сафван воскликнул: «Слава Богу за то, что позволил моему отцу умереть, прежде чем он увидел это!»
Когда бедуинские вожди Фарва ибн Хубайра ал -Кушайри и Науфал ибн Муавия ад-Дили посетили Мекку, они встретились с Сафваном и другими старейшинами курайшитов. Бедуины предположили, что курайшиты могут объединиться с различными бедуинскими племенами и «атаковать (Мухаммеда) в самом сердце его родины». Поскольку было бы невозможно составить заговор против Пророка Мухаммеда ﷺ до того, как они впервые подавили его мекканских союзников, хузаа , бедуины сказали, что они должны сначала напасть на хузаа. Но Сафван и другие заявили, что не осмелились нарушить договор, поэтому они не приняли заговор.
В 629 году клан Дил из племени Бакр отомстил Хуза’а. Сафван одолжили им оружие и стал соучастником атаки. Поскольку бакр были союзниками курайшитов, а хузаа — союзниками мусульманам, это было нарушением Худайбийского договора, и это привело к началу похода на Мекку мусульманами.