Жены Пророка Мухаммеда ﷺ должны занимать особое положение в сердце каждого верующего, ведь с одной стороны они — сподвижницы Пророка ﷺ, а с другой — у них есть особое достоинство, о котором сообщил сам Всевышний Аллах. Он сказал (смысл): «Пророк ближе к верующим, чем они сами, а его жены – их матери» (сура Сонмы, 6). Поэтому их называют матерями верующих, или матерями правоверных. Каждая из них является в духовном смысле матерью для всех верующих. А кто как не мать заслуживает того, чтобы ее ребенок знал о ней, вспоминал о ней и обращался с молитвой за нее?
Для знакомства с ними обратимся к «Краткому жизнеописанию» от хафиза Абдульгани аль-Макдиси, одного из больших мухаддисов ханбалитского мазхаба. В этой книге он предоставил самую основную информацию о женах пророка Мухаммада ﷺ в виде краткой биографической справки о каждой из них.
Предваряя слова хафиза Абдульгани, стоит упомянуть, что верующему в Исламе разрешается иметь до 4 жен одновременно, но на Пророка ﷺ, данное ограничение не распространялось, и у него было более 4 жен. В чем мудрость этого исключения в конце можно будет прочитать объяснение имама, хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни аш-Шафии. Кто же были женами Пророка Мухаммеда ﷺ читайте в следующем списке.
Хадиджа бинт Хувейлид
Первой, на ком женился посланник Аллаха ﷺ, была Хадиджа бинт Хувейлид ибн Асад ибн Абдуль-‘Узза ибн Кусай ибн Киляб. На ней он ﷺ женился в 25 лет.
Она оставалась с ним пока Великий и Могущественный Аллах не отправил его с посланнической миссией, а после этого стала его надежным советником и поддержкой.
Она умерла за три года до хижры (переселения) — это самое надежное из мнений. Также есть версии, что это произошло за пять лет до хиджры, и что это произошло за четыре года до хиджры.
Сауда бинт Зам’а
Затем его женой стала Сауда бинт Зам’а (или Савда бинт Зумъа) ибн Кейс ибн Абду-Шамс ибн Абду-Уадд ибн Наср ибн Малик ибн Хисль ибн ‘Амир ибн Люай. Он женился на ней в Мекке перед хиджрой. До этого она была замужем за Сакраном ибн ‘Амром, братом Сухейля ибн ‘Амра.
Будучи замужем за ним (Пророком ﷺ) она состарилась, и он хотел дать ей развод, но она подарила день своей близости Аише, и он оставил ее в женах.
Аиша бинт Абу Бакр ас-Сыддик
Также посланник Аллаха ﷺ, женился на Аише бинт Абу Бакр ас-Сыддик в Мекке за два года до хиджры. И есть версия, что это произошло за три года до хиджры. А жить с ней стал уже после хиджры, в Медине, когда ей было девять лет (почему так рано?). Через семь месяцев (после прибытия в Медину). И есть версия, что это произошло через 18 месяцев.
Когда Пророк ﷺ умер, ей было 18 лет. Она умерла в Медине и согласно ее завещанию была похоронена на кладбище аль-Бакы’. Это произошло в 57 году от хиджры. И есть версия, что это был 56 год, но первый вариант более надежный. Молитву над ней возглавил Абу Хурейра.
Из всех, на ком женился посланник Аллаха ﷺ, только она была девственницей. Ее кунья: Умм ‘Абдуллах.
Передается, что она забеременела от Пророка ﷺ, и у нее был выкидыш, но это не является достоверным.
Следует учесть раннее половое созревание у девушек в южных широтах, а также то, что супружеская жизнь с наступлением полового созревания — это обычная практика в те времена. Это касалось не только девушек, но и парней. В малые годы мальчики становились мужчинами во всех смыслах этого слова. И ранний брак не считался чем-либо предосудительным, а иначе первыми бы выступили с осуждением этого многочисленные критики из враждебных народов и племен. Кроме того, сама Аиша всю жизнь была рада этому замужеству и гордилась им.
Хафса бинт Умар ибн аль-Хаттаб
Также посланник Аллаха ﷺ, взял в жены Хафсу бинт Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен Аллах ею и ее отцом.
До него она была замужем за Хунейсом ибн Хузафа, сподвижником посланника Аллаха ﷺ. Он умер в Медине, а до этого участвовал в сражении при Бадре.
Передано, что Пророк ﷺ дал ей развод [аль-Бухари, 5122], но пришел к нему ангел Джибриль и сказал: «Аллах повелевает тебе вернуть Хафсу (в жены). Она много постится и выстаивает молитвы, она будет твоей женой в Раю».
И передал ‘Укба ибн ‘Амир аль-Джухани, сказав: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал развод Хафсе бинт Умар. Эта новость дошла до Умара, он обсыпал голову песком и сказал: «После такого не обратит Аллах внимание на Умара и его дочь». На следующий день к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, спустился Джибриль и сказал: «Великий и Могущественный Аллах повелевает тебе вернуть (в жены) Хафсу из сострадания к Умару». [ат-Табарани в «аль-Кабир» 23/188]
Она умерла в 27 год от хиджры. И есть версия, что в 28-ой, в год открытия Африки.
Умм Хабиба бинт Абу Суфьян
Также Проорок Мухаммед ﷺ взял в жены Умм Хабибу бинт Абу Суфьян. Ее имя: Рамля бинт Сахр ибн Харб ибн Абду-Шамс ибн Абду-Манаф.
Со своим мужем Убейдуллахом ибн Джахшем она переселилась в Эфиопию, там он стал христианином, а она продолжила быть в Исламе.
Посланник Аллаха ﷺ, женился на ней, когда она была в Эфиопии. Ее махром у ан-Наджаши было 400 динаров. По ее вопросу посланник Аллаха ﷺ, отправил в Эфиопию ‘Амра ибн Умейя ад-Дамри, попечителем ее замужества выступил ‘Усман ибн ‘Аффан. И есть версия, что это был Халид ибн Саид ибн аль-‘Ас.
Умерла она в 44 год от хиджры.
Умм Саляма
И женился пророк Мухаммад ﷺ, на Умм Саламе (580, Мекка — 680, Медина). Ее имя: Хинд бинт Абу Умейя ибн аль-Мугира ибн ‘Абдуллах ибн ‘Умар ибн Махзум ибн Якза ибн Мурра ибн Ка’б ибн Люай ибн Галиб.
Ее мужем до него был Абу Саляма: Абдуллах ибн Абдуль-Асад ибн Хиляль ибн Абдуллах ибн Умар ибн Махзум.
Умерла она в 62 году от хиджры и была похоронена на кладбище аль-Бакы’. Она умерла позже остальных жен Пророка ﷺ. И есть версия, что последней умерла Маймуна.
Зайнаб бинт Джахш
Из тех, кого взял в жены Пророк Мухаммад ﷺ, Зейнаб бинт Джахш ибн Риаб ибн Я’мар ибн Сабира ибн Мурра ибн Кабир ибн Ганам ибн Дудан ибн Асад ибн Хузейма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Ма’д ибн ‘Аднан. Она — дочь его тети по отцу Умеймы бинт Абдуль-Мутталиб.
Была до него замужем за его вольноотпущенником Зейдом ибн Хариса, но он дал ей развод, и Аллах с небес выдал ее замуж за Пророка ﷺ, так что Пророк ﷺ, не проводил с ней процедуру заключения никяха.
Достоверно передается, что она говорила другим женам Пророка ﷺ: «Вас выдали замуж ваши отцы, а меня замуж выдал Аллах с высоты семи небес». [аль-Бухари, 7420]
Она умерла в Медине в 20-й год от хиджры и была похоронена на кладбище аль-Бакы’.
Зайнаб бинт Хузейма
Женился также посланник Аллаха ﷺ на Зейнаб бинт Хузейма ибн аль-Харис ибн Абдуллах ибн ‘Амр ибн Абду-Манаф ибн Хиляль ибн ‘Амир ибн Са’са’а ибн Муавия.
Ее прозвали Умм аль-Масакин (араб.: «мать нуждающихся») из-за того, что она часто кормила нуждающихся.
Пророк ﷺ женился на ней в третий год от хиджры, и она пробыла с ним лишь немного: два или три месяца, а затем умерла.
Джувайрия бинт аль-Харис
Также посланник Аллаха ﷺ женился на Джувейрии бинт аль-Харис ибн Абу Дырар ибн Хабиб ибн ‘Аиз ибн Малик ибн аль-Мусталик аль-Хуза’ии.
Она была взята в рабство во время похода против Бану аль-Мусталик. При разделе трофеев оказалась в доле Сабита ибн Кейса ибн Шаммаса. Он заключил с ней договор о самовыкупе из рабства. Посланник Аллаха ﷺ, оплатил стоимость ее выкупа и женился на ней в шестой год от хиджры.
Умерла она в месяц раби’ аль-авваль 56 года от хиджры.
Сафия бинт Хувей
Еще посланник Аллаха ﷺ, взял в жены Сафию бинт Хуей ибн Ахтуб ибн Абу Яхья ибн Ка’б ибн аль-Хазрадж ан-Надырию. Она из потомков Харуна ибн ‘Имрана — брата Мусы ибн ‘Имрана, мир им обоим. Дочь вождя иудейского племени Бану Надир Хувейа ибн Ахтаба.
Ее взяли в рабство в Хайбаре в седьмой год от хиджры. До этого была замужем за Кинаной ибн Абу аль-Хакыком, который погиб во время сражения за Хайбар.
Пророк Мухаммад ﷺ освободил Сафию и сделал ее освобождение брачным даром [садак, махр].
Сафия умерла в тридцатый год от хиджры. И есть версия, что в пятидесятый.
Маймуна бинт аль-Харис
Также посланник Аллаха ﷺ, женился на Маймуне бинт аль-Харис ибн Хазн ибн Буджейр ибн аль-Харм ибн Рувейба ибн Абдуллах ибн Хиляль ибн ‘Амир ибн Са’са’а ибн Муавия.
Она приходится тетей по матери Халиду ибн аль-Валиду и Абдуллаху ибн ‘Аббасу.
Женился на ней посланник Аллаха ﷺ, у Сарифа и там же начал с ней супружескую жизнь.
Она была последней, на ком он женился из матерей верующих. Умерла в 63 году от хиджры.
Хафиз Ибн Абдульбарр аль-Малики писал: «А что касается тех, насчет которых образовалось разногласие, будь это те, с кем он начал супружеские отношения, а затем расстался с ними, или те, с кем он заключил брак, но не было супружеских отношений, или те, к кому он посватался, но никях с ними не состоялся, — о них и о причинах расставания с ними образовалось разногласие с множеством мнений, и необходимо воздерживаться от категоричных утверждений о достоверности насчет любой из них».
Мудрость многочисленности жен пророка ﷺ
Хафиз Ибн Хаджар писал: «О мудрости многочисленности его жен из слов обладателей знания набирается десять выводов. И некоторые из них уже упоминались.
- Первый из них: таким образом приумножается число тех, кто видит его скрытую сторону и будет отвергать то, что надумывали о нем многобожники, якобы он колдун или что-то еще.
- Второй: чтобы посредством таких семейных уз с ним распространилось почетное положение на различные арабские рода.
- Третий: чтобы увеличилась их сплоченность.
- Четвертый: возложение на него дополнительных трудностей в служении Аллаху. Ведь на него возложена задача не отвлекаться на то, что ему нравится, от приложения максимальных усилий в донесении призыва.
- Пятый: чтобы через жен распространились его семейные связи и умножилось количество его помощников против тех, кто воюет с ним.
- Шестой: передача тех шариатских положений, о которых могут не узнать мужчины. Ведь то, что происходит с женой, в основном скрыто от посторонних.
- Седьмой: познание его не публичных прекрасных нравов. Он женился на Умм Хабибе, тогда как ее отец враждовал с ним. Женился на Сафие после того как (мусульманами) был убит ее отец, дядя и муж. Если бы он не был самым совершенным из творений в своих нравах, то они бы выражали к нему неприязнь. Но сложилось так, что он был любимее для них, чем все их семьи.
- Восьмой: уже было подробно расписано о проявлении сверхъестественного в его способностях, которое заключается в множестве половых актов [с разными женами за одну ночь] при малом количестве еды и питья, многочисленности постов и непрерывных двухдневных постов. [Пророк ﷺ] велел держать пост тем, кто не имеет возможности жениться, и указал, что приумножение поста ослабляет половое влечение. Но эта естественная закономерность перестала действовать в отношении него, мир ему и благословение Аллаха.
- Девятый и десятый: как уже цитировалось от автора «аш-Шифа», это сохранение женщинами (его женами) целомудрия и забота о них.
И Аллах лучше знает».