Главная » Альхамдулиллях

Альхамдулиллях

Альхамдулиллях —  в дословном упрощенном переводе с арабского (ٱلْحَمْدُ لِلَّٰهِ) языка на русский означает «Хвала Аллаху», включающее в себя как похвалу, так и благодарность Богу одновременно.

Значение этого слова несет всестороннюю и бесконечную похвалу, которую воздают все творения Своему Создателю и Творцу — Всевышнему Аллаху. Смысл этой фразы указывает на то, что не имеет значение — воздает ли какой-либо человек похвалу Господу или нет — похвала отдельного человека не играет никакой роли в глобальном масштабе, она подобна маленькой капле в океане, от которой не зависит размер океана. Хвалу и благодарность Всевышнему Аллаху воздают миллиарды творений: ангелы, количество которых многократно превосходит все человечество вместе с джинами, хвалу Аллаху воздают и джины, люди, животные, все живые существа, будь то насекомые или растения.

Что такое Аль-Хамд

Слово «الحمد» (хвала) обширнее по смыслу, чем «الشكر» (благодарность), которую воздают только за уже подаренные блага и совершенные благодеяния, в то время как «Хвала» возносится за все неисчислимые блага 1(тафсир Ибн-Касир, 1:1).

Это хвала вечная и она не зависит от времени и места, она была, есть и будет. Человек, который возносит хвалу Аллаху посредством фразы «Альхамдулиллях» получает пользу для себя, своей души и сердца, а также он зарабатывает огромную награду, которую он обязательно увидит в мирской или вечной жизни.

Артикль «ال» перед словом «حَمْدُ» указывает на все виды благодарности и восхваления.

Благодари Аллаха

Абу Джа’фар ибн Джарир сказал: «Выражение: «الْحَمْدُ لِلَّهِ» (Хвала Аллаху) означает искреннюю благодарность, которая должна принадлежать Ему Одному и в которой у Него не должно быть сотоварищей:

  • Это благодарность Аллаху за неисчислимые блага, которые Он даровал Своим творениям; блага, счесть которые под силу только Ему.
  • Это хвала и благодарность за то, что Он наделил тех, на кого возложено поклонение Ему, средствами и возможностями для этого поклонения, дав им органы тела, чтобы выполнять Его повеления.
  • Это хвала и благодарность за то, что Он щедро одарил их в мирской жизни, дав им пропитание вместе с благополучием, хотя некоторые из них и не заслужили этого.
  • Это хвала и благодарность за то, что Аллах указал Своим рабам тот путь, следуя по которому, они могут заслужить вечное пребывание в обители непреходящего блаженства. И хвала нашему Господу в начале и в конце!».

Ибн Джарир также сказал: «Аллах похвалил Сам Себя, указав таким образом, как это должны делать Его творения, как будто Он сказал: “Скажите: «Хвала Аллаху!»” Есть мнение, что тот, кто произнес: “Хвала Аллаху!” — похвалил Аллаха всеми Его прекраснейшими именами и величайшими качествами, а также вознес Ему полную благодарность за все блага».

Слова предшественников о «восхвалении»

Хафс передает от Ибн ‘Аббаса , что ‘Умар сказал: «Мы узнали, что такое “سبحان الله” (Слава Аллаху), “لا إله إلا الله” (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), но что такое “الحمد لله”» “Хвала Аллаху”?» Али ответил: «Это слова, которыми доволен Аллах и которые Он возлюбил; и Он доволен, когда их говорят». Ибн ‘Аббас также сказал: «“Хвала Аллаху” — слова благодарности. Когда раб произносит их, Аллах говорит: “Раб Мой отблагодарил Меня”».

Хадисы

    1. Ибн Джарир передает от аль-Хакама ибн ‘Умайра, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если ты произнесешь: “الحمد لله رب العالمين” (Хвала Аллаху, Господу миров), то ты отблагодарил Аллаха, и Он преумножит тебе» 2(Табари, 1/46).
    2. Имам Ахмад ибн Ханбаль передает от аль-Асвада ибн Сари‘а, что он спросил у Посланника Аллаха ﷺ: «О Посланник Аллаха, не воспеть ли мне для тебя похвалы, которыми я восхвалил своего Господа, Благословен Он и Возвышен?».[[Аль-Асвада ибн Сари‘а был поэтом]] Посланник Аллаха ответил:

«إِنَّ رَبَّكَ يُحِبُّ الْحَمْدَ»

«Поистине, твой Господь любит восхваление» 3(Ахмад «Муснад», 3/435).

3. Насаи, Тирмизи и Ибн Маджах передают хадис от Джабира ибн ‘Абдуллаха о том, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

أَفْضَلُ الذِّكْرِ لَا إِلهَ إِلَّا اللهُ، وَأَفْضَلُ الدُّعَاءِ الْحَمْدُلله

«Лучшее поминание — это: «لا إله إلا الله» (Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха), а лучшая мольба — “الحمد لله” (Хвала Аллаху)» 4(Тирмизи, 3383. Тирмизи сказал, что это хороший малоизвестный хадис.).

4. Ибн Маджах передает от ‘Анаса ибн Малика, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Каким бы благом Аллах не одарил Своего раба, если раб скажет “Хвала Аллаху!”, то ему непременно будет даровано лучшее, чем он получил!» 5(Таргиб, 2/438).

5. Ибн Маджах также передает в «Сунане» хадис от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Один из рабов Аллаха сказал: “О Господь, хвала Тебе, как подобает Твоему величию и величию власти Твоей!” Два ангела смутились из-за того, что не знали, как записать это, вознеслись к Аллаху и сказали: “О, Господь наш, поистине, Твой раб сказал слова, которые мы не знаем, как записать”. Аллах, лучше них зная о том, что сказал раб Его, спросил: “Что же сказал Мой раб?” Они ответили: “Он сказал:’ ’О Господь, хвала Тебе, как подобает Твоему величию и величию власти Твоей!” Тогда сказал им Господь: “Запишите это так, как он сказал, когда же он встретится со Мной, я Сам воздам ему за это”».

Умм Хани рассказывала: “Однажды мимо меня проходи посланник Аллаха ﷺ, и я сказала ему: “О посланник Аллаха, я уже старая и слабая, вели мне совершать какое-либо деяние, которое я смогу совершать сидя!” И пророк ﷺ сказал: «Прославляй Аллаха (субхана-Ллах) сто раз, поистине, это будет подобно для тебя освобождению сотне рабов из потомков Исма’иля! И восхваляй Аллаха (альхамду ли-Ллях) сто раз, и это будет подобно тому, что ты запряжешь на пути Аллаха сотню лошадей! Возвеличь Аллаха (Аллаху акбар) сто раз и это будет подобно сотне верблюдов, приготовленных к жертвоприношению! И скажи ля иляха илля-Ллах сто раз» Передатчик Ибн Халяф сказал: “Кажется, он сказал: «И эти слова заполнят все между небом и землей! И ни у кого не будет подобных деяний, кроме того, кто придет в этот день с тем, что сделал ты!»” 6Ахмад 6/344, аль-Байхакъи 1/379. Шейх аль-Альбани считал этот хадис достоверным. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» № 1316.

Как правильно произносить

Некоторые мусульмане, особенно представители кавказских народностей, произносят данную фразу с твердым звуком «л», то есть альхамдулиллах или с одной буквой л альхамдулилах, однако данное произношение является неверным с точки зрения фонетики арабского языка.

Правильным произношением будет смягчение последних букв л: альхамдулиЛлях

Источники

  1. Тафсир Ибн-Касира 1:1