Главная » Битва при Ухуде

Битва при Ухуде

Битва при Ухуде (араб. غزوة أحد‎, транслит. Ġazwat Uḥud) состоялась 23 марта 625 года (3 шавваля 3 года Хиджры) у горы Ухуд, расположенной в те времена недалеко от Медины (сейчас гора Ухуд располагается на территории города). Сражение произошло между мусульманами во главе с Пророком Мухаммадом ﷺ и войсками многобожников с  курайшитами во главе с Абу Суфианом из Мекки. Целью битвы при Ухуде являлось отмщение язычников курайшитов за поражение в битве при Бадре от мусульман в 624.

Несмотря на явное превосходство противника в численности, мусульмане рано захватили инициативу и начали теснить мекканцев, которые стали беспорядочно отступать. Однако, после того, как мусульмане ослушались приказа Пророка ﷺ, решив, что исход битвы предрешен и оставили незащищенным свой тыл, побежав собирать трофеи их неожиданно атаковала конница мекканцев во главе с Халидом ибн Валидом.

Содержание

Предыстория сражения

Мекка кипела гневом на мусульман, что было вызвано горечью поражения и гибелью ее лучших воинов и знатных людей. Мекканцы были охвачены жаждой мести, и курайшиты даже запрещали оплакивать убитых и не давали людям сразу же отдавать выкуп за пленных, чтобы мусульмане не поняли, до какой степени они были опечалены.

После битвы при Бадре курайшиты договорились между собой начать против мусульман широкомасштабную войну, надеясь с ее помощью дать выход своему гневу и ненависти, и стали готовиться к сражению, подобному сражению при Бадре.

Наибольшую активность и рвение в подготовке этого сражения проявляли ‘Икрима бин Абу Джахль, Сафван бин Умаййа, Абу Суфйан бин Харб и Абдуллах бин Абу Раби‘а.

С этой целью они прежде всего наложили руку на тот караван, который удалось спасти Абу Суфйану и который стал причиной битвы при Бадре, а тем людям, чье имущество находилось в этом караване, заявили: “О курайшиты, поистине, Мухаммад нанес вам обиду и убил лучших из вас, так помогите же нам этим имуществом вести против него войну, и, может быть, мы сумеем отомстить ему!” Они ответили согласием и продали оценивавшееся в пятьдесят тысяч динаров имущество, которое перевозила тысяча верблюдов, о чем Аллах Всевышний ниспослал такой аят: “Поистине, те, кто не уверовал, расходуют свое имущество, чтобы отвращать (людей) от пути Аллаха, и они будут (продолжать) расходовать его, потом станут (они испытывать) сожаление, а потом будут побеждены, те же, кто не уверовал, будут собраны в аду”. (“Добыча”, 36)

После этого они стали призывать добровольцев, желающих принять участие в походе на мусульман, и обращаться к племенам ахабиш, кинана и жителям Тихамы, всячески побуждая их к этому. Сафван бин Умаййа даже привлек к этому попавшего в плен в битве при Бадре поэта Абу ‘Иззу, которому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал милость, отпустив его на свободу без выкупа в обмен на обещание ничего не предпринимать против него. Сафван подбил этого поэта на то, чтобы он подстрекал племена против мусульман, пообещав ему озолотить его, если он вернется из похода живым, а если нет – позаботиться о его дочерях. И Абу ‘Изза стал подстрекать на это племена своими стихами, разжигавшими в людях гнев. Кроме того, курайшиты привлекли к этому и другого поэта по имени Мусафи‘ бин ‘Абд Манаф аль-Джумахи.

Активнее всех подстрекал людей против мусульман Абу Суфйан, который вернулся из “похода савика”, не только не достигнув своей цели, но и лишившись значительной части взятых им с собой в этот поход припасов.

Масла в огонь подлило то, что Зайд бин Хариса, да будет доволен им Аллах, со своим отрядом захватил караван курайшитов, чем нанес экономике мекканцев тяжелейший удар и вверг их в пучину многочисленных бедствий и забот. После этого курайшиты стали ускоренно готовиться к сражению, которое могло бы решить все проблемы, возникшие в их отношениях с мусульманами.

Войско курайшитов и его командиры

По прошествии года подготовка мекканцев к сражению была завершена. В их распоряжении оказалось три тысячи готовых идти в бой многобожников из числа курайшитов, их союзников и ахабиш. Предводители курайшитов посчитали необходимым взять с собой и женщин, что должно было побуждать их мужчин стоять насмерть, защищая свою честь и достоинство. Этих женщин было пятнадцать.

У курайшитов было три тысячи верблюдов, двести всадников , которые за все время в пути не садились на своих коней , и семьсот панцирей.

Общее руководство войсками осуществлял Абу Суфйан бин Харб, кавалерией командовал Халид бин аль-Валид, помощником которого был Икрима бин Абу Джахль, а знаменосцами назначили людей из рода бану ‘Абд ад-дар.

Мекканская армия на марше

Полностью подготовившись к походу, мекканская армия двинулась на Медину. Жажда мести и гнев разжигали ненависть в сердцах, и одно это указывало на то, сколь жестоким будет бой.

Разведка пророка ﷺ узнает о передвижениях врага

Аль-’Аббас бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, наблюдал за передвижениями и военными приготовлениями курайшитов, и когда их армия двинулась в путь, он срочно отправил посланнику Аллаха ﷺ, послание, в котором было подробно изложено все то, что имело отношение к этой армии.

Посланец аль-Аббаса поспешил в путь и двигался так быстро, что сумел преодолеть расстояние от Мекки до Медины, составляющее около пятисот километров, всего за три дня, вручив послание пророку ﷺ, когда он находился в мечети Куба.

Убайй бин Ка‘б прочитал его пророку ﷺ, который велел ему хранить все в тайне и тотчас же вернулся в Медину, где обменялся мнениями с предводителями мухаджиров и ансаров.

Мусульмане готовятся к чрезвычайному положению

Медина провела в состоянии готовности к войне целый года, мужчины, которые старались быть готовыми к любым неожиданностям, не расставались с оружием даже во время молитв.

Группа ансаров, в составе которой были Са‘д бин Му‘аз, Усайд бин Худайр и Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен ими Аллах, осуществляла охрану посланника Аллаха ﷺ, и эти люди ночевали с оружием у дверей его дома.

Другие вооруженные группы охраняли подходы к Медине, чтобы предотвратить возможность внезапного нападения. Кроме того, с целью наблюдения за передвижениями врага дозоры мусульман ездили по тем дорогам, которыми вероятнее всего могли воспользоваться курайшиты для нападения на мусульман.

Мекканская армия движется к Медине

Мекканская армия продолжала свой путь, двигаясь по привычной главной западной дороге. Когда мекканцы достигли аль-Абвы, Хинд бинт ‘Утба, жена Абу Суфйана, предожила разрыть могилу матери посланника Аллаха ﷺ, которая там находится, однако предводители курайшитов отвергли это предложение, указав на пагубные последствия, которые ожидали бы их, если бы они пошли этим путем.

После этого армия продолжала свой путь, пока не приблизилась к Медине. Мекканцы прошли по вади аль-‘Акик, а потом свернули направо и остановились посредине солончака у места под названием ‘Айнайн близ горы Ухуд на краю вади Канат, расположенного к северу от Медины. Там в пятницу шестого числа месяца шавваль третьего года хиджры они разбили свой лагерь.

Разработка плана обороны

Разведка мединцев постоянно доставляла все новые и новые донесения, последнее из которых касалось лагеря курайшитов. После этого посланник Аллаха ﷺ созвал высший военный совет, в ходе которого состоялся обмен мнениями относительно создавшегося положения. Пророк ﷺ сообщил собравшимся о сне, который он видел, сказав: “Поистине, клянусь Аллахом, я видел нечто благое . Я видел, как резали коров, и я видел на острие своего меча зазубрину, и я видел, как я просунул свою руку в крепкий панцирь”, после чего этот сон был истолкован пророком ﷺ сказавшим, что коровы – это некоторые из его сподвижников, которым предстояло погибнуть, зазубрина на мече – гибель одного из членов его семьи, а панцирь – это Медина.

После этого пророк ﷺ сказал своим сподвижникам, что, по его мнению, им следует не покидать пределы Медины, а укрепиться в ней, указав, что если многобожники останутся в своем лагере, то останутся в наихудшем месте, и это не принесет им пользы, если же они войдут в город, мусульмане станут сражаться с ними на пересечениях улиц и узких переулков, а женщины будут помогать им, находясь на крышах домов. С этим мнением согласился главный лицемер Абдуллах бин Убайй бин Салюль, присутствовавший на совете в качестве одного из предводителей хазраджитов. Очевидно, что его согласие было обусловлено вовсе не тем обстоятельством, что этот план был правильным с военной точки зрения, а лишь его желанием быть как можно дальше от поля боя, но он хотел, чтобы об этом никто не догадался. Однако Аллаху было угодно в первый раз показать истинное лицо лицемеров мусульманам и сбросить с них маску, за которой скрывались неверие и лицемерие, чтобы в самый трудный час мусульмане узнали, какие ехидны прятались у них на груди.

Несколько достойнейших сподвижников пророка ﷺ, которым не довелось принять участие в битве при Бадре, посоветовали посланнику Аллаха ﷺ, выйти за пределы города и стали настаивать на этом, а кто-то из них даже сказал: “О посланник Аллаха, мы ждали этого дня и просили об этом Аллаха, Который привел нас к этому и сократил для нас путь, выходи же навстречу врагу, чтобы они не думали, что мы струсили!

Во главе этих рвавшихся в бой людей находился дядя посланника Аллаха ﷺ, Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, который уже испробовал свой меч в бою в битве при Бадре. Он сказал пророку ﷺ: “Клянусь Тем, Кто ниспослал Тебе Писание, я не притронусь к пище, пока не сражусь с ними своим мечом за пределами Медины!

В конце концов посланник Аллаха ﷺ, отказался от своего мнения, согласившись с мнением большинства, после чего было принято решение выйти за пределы города и сразиться с врагами на открытом месте.

Подготовка к битве

После этого посланник Аллаха ﷺ совершил с людьми пятничную молитву, обратился к ним с увещаниями, велел им не жалеть сил, сказал, что победа будет зависеть от их стойкости, и приказал им хорошо подготовиться к встрече с врагом, и эти слова пророка ﷺ порадовали людей.

Через некоторое время он ﷺ провел послеполуденную молитву, на которой присутствовало множество людей, так как в ней приняли участие и жители предместья Медины аль-‘Авали. После этого посланник Аллаха ﷺ зашел к себе домой вместе со своими сподвижниками Абу Бакром и Умаром, которые помогли ему повязать голову чалмой и одеться, после чего он взял свое оружие, надев два панциря и опоясавшись мечом, и вышел к людям.

Саад бин Муаз и Усайд бин Худайр, говорили людям, ожидавшим Пророка ﷺ: “Вы вынудили посланника Аллаха ﷺ, выйти из города, предоставьте же решать все ему самому!” – и все они пожалели о том, что сделали, а когда он вышел из дома, сказали ему: “О посланник Аллаха, мы не хотели противоречить тебе, делай же, что хочешь, и если ты желаешь оставаться в Медине, то оставайся!” На это посланник Аллаха ﷺ сказал: “Если уж пророк надел свои доспехи, не пристало ему снимать их до тех пор, пока Аллах не рассудит его с его врагами”.

После этого пророк ﷺ разделил свое войско на три отряда:

  1. Отряд мухаджиров, знамя которого было вручено Мус‘абу бин ‘Умайру аль-Абдари.
  2. Отряд ауситов из числа ансаров, знамя которого было вручено Усайду бин Худайру.
  3. Отряд хазраджитов из числа ансаров, знамя которого было вручено Хаббабу бин аль-Мунзиру.

В этом войске насчитывалась тысяча бойцов, сто человек из которых имели доспехи, а кавалерия мусульман состояла из пятидесяти всадников, но, по некоторым сообщениям, у них не было вообще ни одного всадника. Проводить молитвы с оставшимися в Медине людьми Пророк ﷺ поручил Ибн Умм Мактуму, после чего позволил людям выступать в путь, и армия двинулась на север. Во время этого перехода перед пророком ﷺ ехали оба Са‘да, которые были закованы в доспехи.

Преодолев перевал Санийат аль-Вада‘, Пророк ﷺ увидел хорошо вооруженный отряд, двигавшийся отдельно от основной массы воинов, и спросил о нем людей. Ему сказали, что это иудеи из числа союзников хазраджитов , которые желают принять участие в бою против многобожников. Пророк ﷺ спросил: “Приняли ли они ислам?” Люди сказали: “Нет”, и тогда посланник Аллаха ﷺ отказался прибегать к помощи не уверовавших против многобожников.

Смотр войск

Достигнув места под названием Шайхан, Пророк ﷺ произвел смотр своего войска, вернув назад тех, кого он посчитал слишком молодыми и неспособными участвовать в сражении. Среди них были Абдуллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб, Усама бин Зайд, Усайд бин Захир, Зайд бин Сабит, Зайд бин Аркам, ‘Араба бин Аус, ‘Амр бин Хазм, Абу Са‘ид аль-Худри, Зайд бин Хариса аль-Ансари и Са‘д бин Хабба.

Кроме того, среди них находился и аль-Бара бин ‘Азиб, однако хадис, который передается с его слов и приводится аль-Бухари, указывает на то, что в этот день аль-Бара все же принимал участие в этом бою.

Что же касается Рафи‘а бин Хадиджа и Самуры бин Джундуба, то, несмотря на их юный возраст, Пророк ﷺ разрешил им остаться. Рафи‘ бин Хадидж хорошо стрелял из лука, и когда Пророк ﷺ, позволил ему принять участие в бою, Самура сказал: “Я сильнее, чем Рафи‘, и могу победить его!” Когда посланнику Аллаха ﷺ, передали его слова, он велел им побороться, и после того, как Самура победил Рафи‘а, Пророк ﷺ, позволил остаться им обоим.

Ночевка между Ухудом и Мединой

На этом месте мусульман застал вечер. Пророк ﷺ, совершил сначала закатную 1магриб намаз, а потом вечернюю 2иша намаз молитвы, после чего остался там на ночь. Он выбрал пятьдесят человек для охраны, которым всю ночь предстояло ездить вокруг лагеря, поставив во главе их Мухаммада бин Масламу аль-Ансари, который участвовал в ликвидации Ка‘ба бин аль-Ашрафа. Что же касается Заквана бин ‘Абд Кайса, то он отвечал за охрану самого посланника Аллаха ﷺ.

Абдуллах бин Убайй и его товарищи выходят из повиновения

Незадолго до зари Пророк ﷺ двинулся в путь и совершил утреннюю молитву в аш-Шауте в непосредственной близости от врагов, которые видели его, и он ﷺ видел их. Там же лицемер Абдуллах бин Убайй вышел из повиновения, покинул лагерь и увел с собой триста человек, что составляло собой почти треть воинов, сказав: “Мы не понимаем, ради чего нам губить себя!” – и выдвинув в качестве формального довода то, что Мухаммад, не захотел принять его мнение и согласился с мнением других.

Однако истинной причиной ухода этого лицемера было вовсе не то, что Пророк ﷺ не согласился с его мнением, поскольку в подобном случае для него не было вообще никакого смысла покидать город вместе со всеми, и он отделился бы от них с самого начала. Главная его цель состояла в том, чтобы в этих крайних обстоятельствах вызвать смятение и расстройство в рядах мусульманской армии на виду ее врагов, увести от Пророка ﷺ основную часть воинов и тем самым понизить моральный дух оставшихся, при виде чего их враги должны были воодушевиться. Все это должно было привести к быстрому уничтожению Пророка ﷺ и его верных сподвижников, после чего Абдуллах бин Убайй и его сторонники снова получили бы возможность главенствовать в Медине.

Убаййу действительно почти удалось осуществить часть того, к чему он стремился. Так, например, представители родов бану хариса из числа ауситов и бану салама из числа хараджитов решили, что все потеряно, однако, несмотря на то что они поддались панике и уже решили отступить, Аллах укрепил их, и о них Аллах Всевышний сказал так: “(Вспомни, как) две группы из вас (были готовы) смалодушничать, но Аллах был их Покровителем, и на Аллаха пусть уповают верующие” (“Семейство Имрана”, 122).

Отец Джабира бин Абдуллаха, Абдуллах бин Харам попытался напомнить этим лицемерам о том, как они должны были вести себя в подобных обстоятельствах, и последовал за ними, порицая их, побуждая вернуться и говоря: “Идите и сражайтесь на пути Аллаха или хотя бы защищайтесь!” – на что они отвечали: “Если узнаем мы, что вы будете сражаться, то никогда не вернемся!” – и тогда Абдуллах бин Харам покинул их со словами: “Да удалит вас Аллах от Себя, о враги Аллаха, и да избавит Он от необходимости в вас Своего пророка!

Об этих лицемерах Аллах Всевышний сказал так: “ … чтобы узнал Он лицемерных. Им было сказано: “Идите (и) сражайтесь на пути Аллаха или (хотя бы) защищайтесь!” – (на что) они сказали: “Если бы умели мы сражаться, то обязательно последовали бы за вами!” В тот день были они ближе к неверию, чем к вере. Они говорят своими устами то, чего нет в их сердцах, а Аллах лучше всех знает о том, что они скрывают” (“Семейство Имрана”, 167).

Остатки мусульманской армии направляются к Ухуду

После отказа лицемеров повиноваться и их ухода Пророк ﷺ вместе с оставшимися семьюстами воинами продолжал двигаться на врагов, лагерь которых во многих местах перекрывал собой дороги, ведущие к Ухуду Посланник Аллаха ﷺ спросил: “Кто приведет нас поближе к ним так, чтобы мы с ними пока не встретились?” Абу Хайсама сказал: “Я, о посланник Аллаха” – и повел мусульман по короткому пути, который проходил по харре рода бану хариса и их земельным участкам, и мусульмане обошли многобожников с востока.

Двигаясь по этому пути, воины прошли по участку слепца Марба‘а Кайзи, который относился к числу лицемеров. Почувствовав, что рядом проходят войска, он поднялся со своего места и начала бросать в лица мусульманам землей, говоря: “Я не разрешаю тебе заходить на мой участок, даже если ты и посланник Аллаха!” Люди хотели убить его, но Пророк ﷺ сказал: “Не убивайте его, ибо слепы и сердце его, и глаза!

Посланник Аллаха ﷺ продолжал движение, пока не остановился в одном из ущелий горы Ухуд на склоне вади, где разбил свой лагерь, повернувшись в сторону Медины и оставив позади себя гору Ухуд. Таким образом, вражеская армия оказалась между Мединой и мусульманами.

План обороны

В мусульманском лагере Пророк Мухаммад ﷺ подготовил войско, выстроив его в боевые порядки. Из числа воинов он ﷺ отобрал отряд искусных лучников в составе пятидесяти человек, поставив во главе его Абдуллаха бин Джубайра бин ан-Ну‘мана аль-Ансари аль-Ауси аль-Бадри. Пророк ﷺ приказал им сосредоточиться на склонах горы, стоящей на южном берегу вади Канат и впоследствии получившей название “Джабаль ар-румат” (Гора лучников). Эта гора находилась к юго-востоку от лагеря мусульман на расстоянии примерно ста пятидесяти метров от пункта управления исламской армии.

Цель расстановки лучников разъяснил сам посланник Аллаха ﷺ который обратился к этим лучникам и сказал их командиру: “Отгоняйте от нас кавалерию стрелами, чтобы она не зашла к нам в тыл. Оставайтесь на своем месте независимо от того, побеждать мы будем или проигрывать, а мы будем знать, что с вашей стороны на нас не нападут”. А после этого Пророк Мухаммад ﷺ сказал лучникам: “Защищайте нас сзади и не приходите к нам на помощь, даже если вы увидите, что нас будут убивать, если же вы увидите, что мы захватили добычу, не присоединяйтесь к нам!” В той версии этого сообщения, которую приводит аль-Бухари, говорится, что Пророк ﷺ сказал: “Если (даже) увидите вы, что нас клюют птицы , не покидайте своего места до тех пор, пока я не пришлю к вам гонца, и если увидите вы, что мы разбили этих людей, не уходите (отсюда), пока я не пришлю к вам гонца!

Поставив этот отряд на горе и отдав столь строгие приказы, посланник Аллаха ﷺ закрыл для кавалерии многобожников единственный путь, которым они могли воспользоваться для нападения на мусульман сзади и начать их обход и окружение.

Что же касается прочих частей войска, то командовать правым крылом Пророк ﷺ назначил аль-Мунзира бин Амра, а левым – аз-Зубайра бин аль-‘Аввама, помогать которому должен был аль-Микдад бин аль-Асвад. Аз-Зубайр должен был сдерживать атаки кавалерии мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида. В первые ряды мусульман были поставлены лучшие воины, известные своим мужеством и отвагой и стоившие тысяч других.

Это был мудрый и точный план, в котором нашла свое выражение гениальность Пророка ﷺ как военачальника. Пророк ﷺ занял на поле боя наилучшую позицию, несмотря на то что пришел туда позже врага. Справа и сзади его войска были защищены горами, а слева и с тыла он перекрыл единственный путь нападения на свои войска во время боя. Свой лагерь он ﷺ устроил на возвышенности, что само по себе могло служить мусульманам защитой в случае поражения и избавляло их от необходимости бегства, в результате которого они могли бы попасть в руки преследующего их врага и оказаться в плену. Кроме того, это позволяло нанести врагам тяжелые потери, если бы они вздумали занять его лагерь и приблизиться к нему.

С другой стороны, его действия вынудили врагов занять позиции в низине, в результате чего в случае победы им было бы весьма затруднительно воспользоваться ее плодами, а в случае поражения им было бы так же трудно уходить от преследования мусульман. И, наконец, численное превосходство врага компенсировалось тем, что Пророк ﷺ выбрал из числа своих сподвижников лучших и самых смелых людей, известных своей доблестью.

Так завершилась расстановка сил в армии Пророка ﷺ.

Пророк ﷺ воодушевляет воинов

Посланник Аллаха ﷺ запретил людям вступать в бой без его приказа и надел на себя панцирь, защищавший его спереди и сзади, после чего стал призывать своих сподвижников на бой и побуждать их к терпению и стойкости перед лицом врага.

Стараясь воодушевить своих сподвижников и придать им отваги, Пророк Мухаммад ﷺ обнажил свой меч и обратился к ним с вопросом: “Кто возьмет у меня это как следует?” – и люди бросились к нему, чтобы взять его. Среди них были Али бин Абу Талиб, аз-Зубайр бин аль-‘Аввам и ‘Умар бин аль-Хаттаб. И к нему подбежал также и Абу Дуджана Симак бин Харша, который спросил: “А что значит “как следует”, о посланник Аллаха?” Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Это значит, что ты должен рубить ими лица врагов, пока они не согнутся”, и тогда он сказал: “Я возьму его как следует, о посланник Аллаха!” – и Пророк ﷺ, отдал этот меч ему.

Абу Дуджана был смелым человеком, любившим показать себя во время боя. У него была красная повязка, и если он обвязывался ею, люди знали, что он будет сражаться насмерть. Взяв этот меч, он обвязал голову своей повязкой и стал гордо вышагивать между двумя рядами воинов, и тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: “Аллах гневается, когда так ходят, во всех случаях, кроме этого!

Построение мекканского войска

Что же касается многобожников, то они выстроили свои войска рядами. Общее командование ими осуществлял Абу Суфьян Сахр бин Харб, который находился в центре. Командиром правого крыла был назначен Халид бин аль-Валид, который в то время являлся многобожником, левым крылом назначили командовать ‘Икриму бин Абу Джахля, пехотой – Сафвана бин Умаййу, а лучниками – Абдуллаха бин Абу Раби‘а.

Знамя несли люди из рода бану ‘Абд ад-дар, что являлось их почетной обязанностью с тех пор, как сыновья ‘Абд Манафа распределили между собой эти обязанности, унаследованные ими от Кусаййа бин Киляба. В соответствии с традициями, передававшимися из поколение в поколение, никто не мог претендовать на место знаменосца, кроме представителей этого рода, однако Абу Суфьян, являвшийся главнокомандующим, напомнил им о поражении курайшитов при Бадре, когда их знаменосец ан-Надр бин аль-Харис попал в плен, и, желая разжечь в них гнев и ярость, сказал им: “О бану ‘Абд ад-дар, в день Бадра наше знамя было у вас, и нас постигло то, о чем вам известно. В первую очередь атаки ведутся на знамена, и пока их держат высоко, продолжают держаться и воины, а поэтому вы должны либо защищать наше знамя, либо отдать нам его, и мы вас от него избавим!

Абу Суфьяну удалось достичь своей цели, так как, услышав его слова, люди из рода бану ‘Абд ад-дар впали в сильнейший гнев, чуть не набросились на него и стали угрожать ему, говоря: “Так ты хочешь, чтобы мы отдали тебе наше знамя?! Когда мы встретимся с ними завтра, ты увидишь, как мы станем себя вести!” – и во время боя они действительно проявили стойкость и были уничтожены все до последнего.

Политические маневры курайшитов

Незадолго до начала сражения курайшиты предприняли попытку внести раскол в ряды мусульман. Абу Суфьян направил к ансарам гонца со следующим предложением: “Оставьте нас наедине с сыном нашего дяди, и мы уйдем от вас, ибо нет нам нужды сражаться с вами”.  Ансары дали ему резкий ответ, заставив Абу Суфйана услышать то, что ему не понравилось.

Между тем подошло время начала битвы, и войска стали сближаться. В этот момент курайшиты предприняли еще одну попытку, преследуя все ту же цель. К ним явился предатель Абу ‘Амир аль-Фасик, которого звали ‘Абд ‘Амр бин Сайфи. Его называли “монахом”, однако пророк Мухаммад ﷺ, называл его “Фасик” (нечестивец), и во времена джахилии он являлся предводителем ауситов.

Он не мог примириться с появлением ислама в Медине и открыто проявлял враждебность по отношению к посланнику Аллаха ﷺ. В свое время этот человек покинул Медину, явился к курайшитам и стал подстрекать их против Пророка ﷺ, побуждая их сразиться с ним и пообещав им, что если его соплеменники увидят его, то послушают его и присоединятся к нему.

Он первым вышел навстречу мусульманам, обратившись к ним он закричал: “О ауситы, я – Абу ‘Амир!” В ответ ему они закричали: “Да не принесет Аллах блага никому из увидевших тебя, о Фасик!” Он сказал: “После моего ухода моих соплеменников постигло зло!” – а когда начался бой, он яростно сражался с ними и закидывал их камнями.

Так потерпела провал вторая попытка курайшитов внести раскол в ряды мусульман. Эти попытки указывали на то, что курайшиты боялись мусульман, несмотря на то что превосходили их числом и были лучше экипированы.

Попытки жен курайшитов воодушевить их

Жены курайшитов под руководством жены Абу Суфъяна Хинд бинт Утба, тоже не остались в стороне от этого сражения. Они ходили между рядами воинов и били в бубны, воодушевляя мужчин, побуждая их к бою и стараясь вызвать гнев у смельчаков и героев. Они обращались к знаменосцам, говоря:

О бану ‘Абд ад-дар,
о защитники ваших наследников,
рубите своими острыми мечами!

А к остальным своим соплеменникам они обращались с такими словами:

Если вы пойдете вперед, мы будем обнимать вас
и положим на постели подушечки,
если же вы отступите, мы уйдем от вас,
как уходят от нелюбимых!

Начало битвы

Перед началом сражения с обоих сторон стали выходить смельчаки, вызывая на поединок соперников с враждующей стороны.

Первым верхом на верблюде выехал знаменосец многобожников и один из их самых отважных всадников Тальха бин Абу Тальха аль-‘Абдари, которого мусульмане называли “тараном отряда”. Он стал вызывать на поединок кого-нибудь из мусульман, однако люди отказывались принимать вызов, опасаясь его смелости. Тем не менее к нему все же выехал аз-Зубайр ибн Аввам, руководитель левого фланга мусульман.  Аз-Зубайр сразу же бросился на него и оказался на спине его верблюда, сбросив Тальху на землю , он оттолкнул его от себя и зарубил своим мечом.

Пророк ﷺ видевший этот удивительный поединок, воскликнул: “Аллах велик!” – и мусульмане повторили за ним эти слова, а потом посланник Аллаха ﷺ, похвалил аз-Зубайра и сказал о нем следующее: “Поистине, у каждого пророка был свой апостол, а моим апостолом является аз-Зубайр!

Сражение за знамя и уничтожение знаменосцев

После этого жестокое сражение разгорелось по всему полю боя, но особенно яростно бойцы сражались друг с другом вокруг знамени многобожников. После гибели своего предводителя Тальхи бин Абу Тальхи знаменосцы из рода бану ‘Абд ад-дар стали сменять друг друга. Сначала знамя подхватил его брат Шайба ‘Усман бин Абу Тальха, ринувшийся в бой со словами: «Поистине, знаменосцы обязаны либо оросить землю своей кровью, либо лишиться голов своих«.

На него напал Хамза бин Абд аль-Мутталиб, который нанес Шайбе удар мечом и отрубил ему руку вместе с плечом.  После этого знамя взял Абу Са‘д бин Абу Тальха, но Саад бин Абу Ваккас поразил его стрелой в горло. Согласно другому сообщению, Абу Са‘д стал вызывать мусульман на поединок, и к нему вышел Али бин Абу Талиб. Он нанесли друг другу по два удара, и Али убил его.

После этого знамя взял Мусафи‘ бин Тальха бин Абу Тальха, которого сразил стрелой Асим бин Сабит Абу-ль-Афлях. Затем знамя взял его брат Киляб бин Тальха бин Абу Тальха, на которого бросился аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, который сразился с ним и убил его. После этого знамя перешло к их брату аль-Джаллясу бин Тальхе бин Абу Тальхе, которого пронзил копьем и убил Тальха бин ‘Убайдуллах. Согласно другому сообщению, его поразил насмерть своей стрелой ‘Асим бин Сабит бин Абу-ль-Аклях.

Все эти шесть человек принадлежали к одной семье, главой которой являлся Абу Тальха Абдуллах бин ‘Усман бин ‘Абд ад-Дар, и все они погибли, защищая знамя многобожников. После этого знамя подхватил другой человек из рода ‘Абд ад-дар по имени Артат бин Шурахбиль, которого, по одним сообщениям, убил Али бин Абу Талиб, а по другим – Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб. Потом это знамя взял Шурайх бин Кариз, который также был убит. После этого знамя взял Абу Зайд бин ‘Абд Манаф аль-‘Абдари, которого также убил Кузман, а потом оно перешло к сыну Шурахбиля бин Хишама аль-‘Абдари, убитому все тем же Кузманом 3Мне рассказал Асим ибн Омар ибн Катада. Он говорил: «Среди нас был человек пришлый, никто не знал, из каких он. Его звали Кузман. Когда о нем упоминали, Пророк ﷺ говорил: «Он — житель ада». Когда началась битва при Ухуде, он сражался так ожесточенно, что убил восемь или семь язычников. Он был сильным человеком. Раны его свалили. Его пронесли в дом Бану Зафр. Мусульмане стали говорить ему: «Ей-богу, ты сегодня храбро сражался, о Кузман! Радуйся!» А он ответил: «Чему мне радоваться? Ей-богу, я воевал лишь, чтобы защитить честь своих товарищей. Если бы не это, то я не стал бы воевать». Когда усилились боли от ран, он вытащил стрелу из колчана и убил себя этой стрелой. https://rasoulallah.net/ru/articles/article/9549/ .

Таким образом, все десять знаменосцев из рода ‘Абд ад-дар были убиты, и не осталось больше никого, кто мог бы его взять, и тогда вперед вышел их раб, эфиоп по имени Саваб, который взял это знамя и проявил еще больше храбрости и стойкости, чем знаменосцы из числа его погибших хозяев. Он сражался, пока ему не отрубили руку, после чего опустился на колени и удерживал знамя, прижимая его шеей к груди, чтобы оно не упало. Так он сражался, пока не погиб, воскликнув перед смертью: “О Аллах, заслуживаю ли я оправдания?”
После смерти этого раба знамя курайшитов упало на землю и осталось лежать там, так как больше некому было его взять.

Ход сражения в других местах

Жестокий бой шел и в других местах. В рядах мусульман господствовал дух веры, и поэтому они проносились среди бойцов многобожников подобно потоку, сметавшему на своем пути любые преграды. При этом они повторяли: “Убей! Убей!” – что стало их девизом в день битвы при Ухуде.

Впереди был Абу Дуджана 4От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся: فَبَسطُوا أيدِيَهُمْ كُلُّ إنسَانٍ مِنْهُمْ يقُولُ : أَنَا أَنَا هَذَا يَأخُذُ منِّي أخذ سيفاً يَومَ أُحُدٍ ، فَقَالَ مَنْ عليه وسلمصلى الله أنَّ رسول الله بِهِ هَامَ المُشْرِكِينَ ، فأخذه فَفَلقَ بِحَقِّهِ رضي الله عنه أنا آخُذُهُ دُجَانَةَ فَأَحْجَمَ القَومُ فَقَالَ أَبُو بحَقِّه قَالَ فَمَنْ يَأخُذُهُ «В день битвы при Ухуде Посланник Аллаха ﷺ взял в руки меч и спросил: «Кто возьмёт у меня это?», – и все стали протягивать к нему руки, восклицая: «Я, я!» Тогда он спросил: «А кто возьмёт его у меня как следует?», и люди заколебались, а Абу Дуджана (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я возьму его как следует», – и, взяв этот меч, принялся отсекать им головы многобожников». в своей красной повязке, державший в руках меч посланника Аллаха ﷺ и решивший во что бы то ни стало распорядиться им должным образом. Он нанес наибольший урон врагу и убивал каждого многобожника, который ему попадался, в результате чего ряды многобожников пришли в расстройство. Сообщается, что аз-Зубайр бин аль-‘Аввам сказал:
– Я рассердился, когда посланник Аллаха ﷺ отказался дать мне меч, вручив его Абу Дуджане, и сказал себе: “Я – сын его тетки Сафиййи , и я – курайшит, и я подошел к нему раньше него, но он отдал меч ему, а не мне, и, клянусь Аллахом, теперь я посмотрю, что он будет с ним делать!” И я последовал за ним, а он вытащил свою красную повязку и повязал ею голову. Увидев это, ансары сказали: “Абу Дуджана достал повязку смерти”. А потом он вышел на бой, произнося такие стихи:

Я – тот, с кем мой любимейший друг заключил договор,
когда находились мы среди пальм на склоне горы.
Договорились мы о том, что никогда не буду я в последних рядах,
а стану сражаться мечом Аллаха и посланника!

И он убивал каждого, кто попадался ему на пути, а среди многобожников был один человек, который добивал каждого нашего раненого. Постепенно они стали сближаться, я же обратился к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он свел их друг с другом, и в конце концов они сошлись и обменялись ударами. Этот многобожник нанес удар Абу Дуджане, но он закрылся своим щитом, и меч застрял в нем, а потом удар ему нанес Абу Дуджана, поразив его насмерть.

А потом Абу Дуджана разбил строй многобожников и прорвался к предводительнице жен курайшитов, не зная о том, что это женщина. Абу Дуджана, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я увидел человека, который обезображивал лица, отрезая различные их части, и направился к нему, а когда я напал на него, он завопил, и оказалось, что это женщина, и я не стал рубить ее мечом из уважения к мечу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”.

Этой женщиной была Хинд бинт ‘Утба. Аз-Зубайр бин аль-‘Аввам, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я увидел, как Абу Дуджана занес меч над головой Хинд бинт ‘Утба, а потом он отвел от нее меч, и я воскликнул: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше!”»

Хамза бин ‘Абд аль-Мутталиб сражался как разъяренный лев, ворвавшись в самый центр войска многобожников и не жалея себя, а враги разлетались от него подобно листьям, разлетающимся под напором вихря. И он не только принял действенное участие в уничтожении знаменосцев многобожников, но и совершил много других дел и сражался с лучшими вражескими воинами, пока не погиб, находясь в первых рядах бойцов. Однако он был убит не так, как обычно убивают героев, которые сражаются лицом к лицу с врагом, но был убит предательски, подобно тому, как убивают благородных людей под покровом ночи.

Гибель льва Аллаха Хамзы бин ‘Абд аль-Мутталиба

Сообщается, Вахши бин Харб, который убил Хамзу, сказал:
– Я был рабом Джубайра бин Мут‘има, дядя которого, Ту‘айма бин ‘Ади, был убит в битве при Бадре. Когда курайшиты выступили в поход на Ухуд, Джубайр сказал мне: “Поистине, если ты убьешь Хамзу, дядю Мухаммада, в отместку за моего дядю, то получишь свободу. И я пошел вместе с другими людьми, а поскольку я эфиоп, я умею метать копье по-эфиопски и редко промахиваюсь. Когда люди сошлись друг с другом, я тоже вышел на поле боя, стал разыскивать Хамзу и в конце концов увидел его в самой гуще схватки, и был он подобен верблюду пепельного цвета. Он разбивал ряды курайшитов, и никто не мог противостоять ему. И, клянусь Аллахом, я стал следовать за ним, готовясь убить его, прячась от него то за деревом, то за камнем, и выжидая, когда он приблизится ко мне. Тут я увидел, что к нему приближается Сиба‘ бин ‘Абд аль-‘Узза. Увидев его, Хамза стал оскорблять его, а потом нанес ему удар, и голова Сиба‘а слетела с плеч. Я же потряс своим копьем, а когда убедился, что все в порядке, бросил в него это копье, которое вошло ему в пупок и вышло между ног. Он попытался приблизиться ко мне, но не смог, а я не трогал ни его, ни свое копье, пока он не умер. А потом я подошел к нему, вытащил свое копье, вернулся в лагерь и сел там, так как в этом бою мне было нужно только убить его, а убил я его только для того, чтобы получить свободу, и когда после этого я вернулся в Мекку, меня действительно отпустили на свободу.

Несмотря на тяжелую утрату, которую понесли мусульмане, потеряв Хамзу бин аль-Мутталиба, они продолжали сохранять полный контроль надо всем происходящим и сражались очень яростно, что поколебало решимость многобожников и ослабило их.

Разгар битвы

Отряду лучников, который посланник Аллаха ﷺ поставил на гору ар-Румат, принадлежала основная заслуга в том, что бой складывался в пользу мусульман. Конница мекканцев под командованием Халида бин аль-Валида, которому помогал Абу ‘Амир аль-Фасик, предприняла три атаки на левое крыло мусульманской армии, чтобы смять его, выйти мусульманам в тыл, привести в расстройство их ряды и нанести им поражение, однако лучники все время обстреливали их, и все их атаки закончились неудачей.

Многобожники терпят поражение

Так проходило это сражение, во время которого полный контроль над происходящим принадлежал меньшей по численности мусульманской армии. В конце концов лучшие бойцы многобожников пали духом, их ряды стали распадаться по всем направлениям.

Приложив все силы для отражения атак мусульман, курайшиты стали ощущать слабость и совершенно пали духом, и никто из них не осмеливался даже приблизиться к своему знамени, упавшему на землю после гибели Саваба, чтобы поднять его, так как после этого центр боя переместился бы туда. После этого курайшиты начали отступать, а потом бросились в бегство, позабыв о том, что они говорили самим себе относительно отмщения, истребления сыновей своих врагов и возвращения себе былой славы и уважения.

Историк Ибн Исхак пишет:
– После этого Аллах оказал мусульманам помощь и выполнил Свое обещание, которое Он дал им. Они обрушили на многобожников удары своих мечей и выбили их из их лагеря, что являлось для тех несомненным поражением. Абдуллах бин аз-Зубайр передал, что его отец сказал: “Клянусь Аллахом, я видел голени Хинд бинт ‘Утба и ее подруг, которые бежали, приподняв полы своей одежды, и в это время захватить их не составило бы никакого труда… ”

А в хадисе в “Сахихе” аль-Бухари, который передается со слов аль-Бара бин ‘Азиба сообщается, что аль-Бара сказал: “И когда мы сошлись с ними, они бежали, а я увидел, как бежали женщины, забираясь в горы, и края их одежд поднимались так высоко, что были видны их кольца на ногах и их голени”. Что же касается мусульман, то они преследовали многобожников, убивая их и захватывая добычу.

Переломный момент сражения

И когда маленькая мусульманская армия уже была готова вписать в свой актив еще одну победу, не менее яркую, чем победа при Бадре, большая часть бойцов из отряда лучников допустила грубейшую ошибку, которая полностью изменила сложившееся положение, привела к тому, что мусульмане понесли тяжелые потери, чуть было не стала причиной гибели Пророка ﷺ, и самым отрицательным образом повлияла на репутацию мусульман, приобретенную ими после победоносной битвы при Бадре.

Лучники нарушают приказ

Отряду лучников, который прикрывал тыл мусульманской армии был дан строгий приказ Пророка ﷺ оставаться на своих позициях независимо от того, побеждать будут мусульмане или проигрывать. Однако, когда эти лучники увидели, что мусульмане захватывают у врага добычу, любовь к мирским благам взяла над ними верх, и они стали говорить друг другу: “Добыча, добыча, ваши товарищи победили, а вы чего ждете?

Их командир Абдуллах бин Джубайр напомнил им о приказах посланника Аллаха ﷺ и сказал: “Разве вы забыли о том, что говорил вам посланник Аллаха?!

Однако большая часть их не обратила внимания на эти слова, и они сказали: “Клянемся Аллахом, мы присоединимся к остальным и возьмем свою долю добычи!” А после этого сорок человек из числа этих лучников покинули свои позиции на горе и присоединились к основной массе воинов, чтобы собирать добычу вместе с ними.

В результате тылы мусульман остались без прикрытия, а на позициях лучников продолжали оставаться только Ибн Джубайр и девять его товарищей, которые твердо решили не покидать своих позиций, пока им не позволят сделать это, или погибнуть там.