Имена Аллаха — имена, о которых Всевышний Господь сообщил Сам в Коране или о Которых известил Пророк Мухаммад ﷺ. Эти имена прекрасны, совершенны, величественны и безупречные. Благодаря этим именам человек может взывать к Аллаху, обращаясь к Нему как к Милостивому, Милосердному и другими именами о Которых речь пойдет ниже.
«Скажи: «Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена». (сура Аль-Исра | Ночной перенос, аят 110)
Всевышний разъяснил величие Своих качеств, упомянув о Своих прекрасных именах. Все Его имена прекрасны, и каждое из них указывает на Его величественные и совершенные качества. Именно это делает божественные имена прекрасными. Если бы они не указывали на качества Аллаха и представляли собой пустые слова, то их нельзя было бы назвать прекрасными. И если бы они указывали не на совершенные качества, а на недостатки или качества, которые заслуживают похвалу и порицание одновременно, то они также не были бы прекрасными. Однако имена Всевышнего Аллаха указывают на Его безупречные качества и имеют глубокий смысл.
Совершенство и прелесть божественных имен также проявляются в том, что рабы могут взывать к своему Господу посредством них. Поступать так разрешается во время молитв, посредством которых человек поклоняется Аллаху, а также во время молитв, в которых он обращается к Нему с просьбами, причем в каждой молитве он может упоминать соответствующее имя своего Господа. Например, молящийся может говорить: «О Боже! Прости меня и помилуй, ведь Ты — Прощающий и Милосердный! Прими мое покаяние, ведь Ты — Принимающий покаяния! Ниспошли мне пропитание, ведь Ты — Дарующий пропитание! Будь ко мне снисходителен, ведь Ты — Снисходительный!»
Что же касается заблудших, которые отрицают Его имена, то они непременно будут наказаны. Под отрицанием здесь подразумевается уклонение от их истинного смысла и предназначения. Отрицанием имен Аллаха считается нарекание ими тех, кто не заслуживает этого. Так поступали язычники, которые нарекали своих идолов божественными именами. Отрицанием Его имен считается отрицание или искажение их истинного смысла, а также толкование их вопреки толкованиям Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Отрицанием Его имен также считается уподобление их именам творений. Мусульманин обязан остерегаться любых форм отрицания божественных имен и предостерегать от этого тех, кто поступает так.
Сказал посланник Аллаха ﷺ: «У Аллаха — девяносто девять имён — сто без одного, и всякий, кто сосчитает их, войдёт в Рай». Смысл этого хадиса в том, что тот, кто выучит эти имена наизусть, будет понимать их смысл, и, восхваляя Аллаха, обращаться к Нему посредством этих имен, будучи убежденным в этом, тот попадёт в Рай.
Обладание знаниями о прекрасных именах Аллаха является важным фактором, укрепляющим веру, поэтому, каждому верующему мусульманину необходимо знать наизусть прекрасные имена своего Господа, понимать их смысл и значение, и претворять свои знания в жизни.
Сказал Аллах в Коране: «У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их и оставьте тех, которые уклоняются от истины в отношении Его имен. Они непременно получат воздаяние за то, что совершали» (сура Аль-Араф | Ограды, 180 аят).
99 имен Аллаха
Ниже приведен список достоверных прекрасных имен Аллаха, на каждое из Которых был предоставлен далиль (доказательство) шейхом Махмудом Абду-Разиком ар-Ридвани.
Во многих аятах Корана имена Аллаха упоминаются рядом друг с другом, обычно следуют два имени. Такое сочетание имен придает усиленное значение каждому имени, а также усиливает их смысл, придавая абсолютность и непревзойденность.
Ниже будет представлен список и значение таких имен:
В Коране и хадисах Пророка Мухаммада ﷺ также встречаются двойные имена или состоящие более чем из двух слов. Они также являются усиливающими значение имени или нескольких имен Всевышнего. К примеру, «Зуль Джаляли валь Икрам»/«Обладатель Величия и Щедрости», «Нуру ссамавати валь ард» / «Свет небес и земли», «Зуль Фадлиль Азым»/«Обладатель Великой Милости». Ниже будут приведены такие имена:
Причина расхождения информации об именах Аллаха в различных источниках заключается в том, что все
99 имен Аллаха не были произнесены Пророком ﷺ и нет достоверного хадиса, который бы подтвердил эти 99 имен, однако есть достоверный хадис, переданный Абу Хурайрой о количестве имен — «…У Аллаха — 99 имен…».
Некоторые ученые проявили усердие в том, чтобы определить эти имена и одними из первых и известных ученых, проявивших усердие в этом деле, являются ученые Аль Валид ибн Муслим, Абдуль-Малик ас-Сананий и Абдуль-Азиз ибн Хусайн, каждый из которых собрал около 99 имен Аллаха и сослался на вышеуказанный хадис. Почти в течение века широкое распространение среди мусульман получили имена, собранные ученым Аль-Валидом ибн Муслимом, который привел 98 имен Аллаха, куда включил и имя «Зу-ль-Джаляли ва-ль-Икрам». Ученые, изучив детально те имена, которые привел Аль-Валид ибн Муслим, пришли к выводу о том, что некоторые из этих имен не являются достоверными, однако это является ничем иным, кроме как усердием (старанием), проявленным им в процессе работы над именами Аллаха. Это обстоятельство и подтолкнуло ученых на детальное изучение имен Аллаха.
Недостоверные имена
Что касается недостоверных имен, которые получили распространение, то они следующие:
Аль-Мукситу ( الْمُقْسِطُ );
Ан-Наафи`( النَّافِعُ );
Аль-Мухси ( الْمُحْصِي);
Аль-Мумиту ( الْمُمِيتُ );
Аль-Мугъни ( الْمُغْنِي );
Аль-Вааджиду ( الْوَاجِدُ );
Аль-Бааису ( الْبَاعِثُ );
Аль-Маани`у ( ,(الْمَانِعُ );
Аль-Джалилю ( الْجَلِيلُ );
Аль-Мааджиду ( الْمَاجِدُ );
Аль-Мубдиу (الْمُبْدِئُ);
Аль-Муииду ( الْمُعِيدُ );
Аль-Адлю ( الْعَدْلُ );
Ад-Даарру ( الضَّارُّ);
Аль-Хафиду ( الْخَافِضُ );
Ас-Саббур — Терпеливейший ( الصَّبُّورُ );
Аль-Музиллю ( الْمُذِلُّ );
Аль-Муиззу ( الْمُعِزُّ );
Аль-Ваалийю (الْوَاليُِّ );
Ар-Рашиду ( الرَّشِيدُ );
Аль-Баакъыю (الْبَاقِيُ ).
Сказал Ибн Хазм: «Не дозволено называть Аллаха или извещать о Нем, кроме как посредством имен, которыми Он назвал Себя Сам или известил о Себе в Своей книге на языке Своего Пророка». И мы должны называть Аллаха и описывать Его так, как Он Сам Себя описал, или так, как описал Его Пророк ﷺ , не прибавляя к этому ничего и не убавляя из этого ничего, и на этом — единогласное мнение мусульманских ученых.