Бану Кайнука
Бану Кайнука — одно из иудейских племен, наряду с Бану Надир и Бану Курайза, переселившихся в Ясриб (Медину) задолго до появления Ислама. По некоторым преданиям после завоевания правителя Бабиля (Вавилона) Бухтуннасра (605-562 г. до н. э.) Иерусалима и после разрушения храма Сулеймана (586 г. до н. э.) или же после различных нападений иудеи были изгнаны из Палестины и разселились по земле.
Эти племена были религиозными и цель их переселения на территории арабов, фактически в пустынные земли, было ожидание нового пророка, который должен был появиться в тех землях, и которого они очень ждали. Но они полагали, что пророк явится из их народа, то есть евреев, а когда появился араб Пророк Мухаммад ﷺ ими одолела лютая зависть и ненависть, из-за чего они отказались принять истину и решили враждовать с мусульманами.
Прибывшие в Йасриб поселились на окраине города, со временем превратились в довольно таки многочисленную общину и изгнав оттуда племена Амалика и Джурхумов прибрали к рукам управление городом. Их племя жило непосредственно в Медине в собственном хорошо укрепленном квартале. Они были умелыми купцами, ювелирами и кузнецами, благодаря чему были хорошо вооружены.
Столкновения с арабскими племенами
В связи с селью Сейлу-ль-арим в Йемене представитель группы Азд племени кахтанидов, Хариса б. Са’леба б. Амр Музайкийа, вместе со своим племенем покинул место трагедии и переселился в округу Йасриба. Со временем, происходившие из его рода племена Авс и Хазрадж перейдя в преобладающее большинство среди иудеев области прибрали к рукам управление городом. Потеряв силу управления над Авс и Хазджраджом, иудеи разделились на две части и при раздорах поддерживая одно из этих племен продолжили свое существование. Например, за пять лет до хиджры (617 г. н. э.) во время войны Буас (Йавм Буас) иудеи Бану Курайзы и Бану Надира находились рядом с Авсом, а Бану Кайнука приняли сторону Хазраджа и война закончилась победой племени Хазрадж. С другой стороны не прекращались стычки и недоразумения между Бану Кайнука и другими племенами евреев.
Экономика
В сфере экономики евреи были намного могущественнее арабов. Сельское хозяйство, метолургия, производство оружия, производство текстиля и ювелирия находились в руках евреев. Бану Кайнука были известны ювелирным производством, Бану Надир сельским хозяйством, а Бану Курайза кожевенным делом. Участие на ярмарках увеличивало их состояние, занимаясь ростовщичеством они забирали имущество и земли должников и таким образом обеспечивали свое благосостояние. Также были и те, кто зарабатывал деньги гаданием и предсказаниями будущего. Евреям принадлежало место религиозного образования и образования в Медине, Бейт аль-мидрас. Известно, что Пророк Мухаммад ﷺ и некоторые
асхабы (сподвижники) с целью оповещения Ислама и по другим причинам посещали это заведение.
Племя Бану Кайнука жили группами под названием утум, на юго-западной стороне Медины. Храбрость и воинский дух Бану Кайнука были известны среди еврейских племен Медины, средство для проживания они зарабатывали торговлей, производством оружия и особенно ювелирным делом. Поэтому они не имели сельскохозяйственных пашен. В Медине находились торговые рынки под названием Сук Бану Кайнука, которые посещали и евреи и мусульмане. В результате занятия подобной деятельностью Бану Кайнука были намного богаче других еврейских племен.
Договор с мусульманами
Бану Кайнука при заключении соглашения / Документа Медины между местными арабами и евреями занимали место в рядах с племенем Хазрадж. По условия этого соглашения в случае какой-либо опасности нападения на Медину евреи были обязаны:
- вместе с другими принимать участие в обороне города;
- нападение на одну из сторон, участников соглашения, считается нападением и на другую сторону и поэтому обе стороны обязаны защищать друг друга;
- евреи не должны заключать никакого союза с курайшитами и другими врагами мусульман.
Издевательства и козни над мусульманами
Отношение Пророка ﷺ к евреям Медины принесло некоторые положительные результаты. Представитель племени Бану Кайнука, ученый Абдаллах б. Салам вместе с семьей принял Ислам. Но, в основном евреи говорили, что будут непременно подчиняться пророку, который вскоре прибудет и таким образом они одержут верх над врагами. Всячески угрожая племенам Авс и Хазрадж, они из-за прихода пророка другой нации не приняли оповещение Посланника Аллаха ﷺ. К тому же прилагали все усилия, чтобы мусульмане приняли другую веру, временами издевательски относились к Корану и Пророку ﷺ.
После того как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разбил курайшитов в
день Бадра и прибыл в Медину, он собрал иудеев на рынке бану кайнука и сказал им: “
О иудеи, примите ислам, пока не постигло вас то же, что постигло курайшитов!” Они сказали: “
О Мухаммад, не обольщайся тем, что ты уничтожил толпу курайшитов, неискушенных в военных делах. Если бы ты сразился с нами, то узнал бы, что мы за люди, и понял, что таких ты еще не встречал!” – и тогда Аллах Всевышний ниспослал нижеследующие аяты: “
Скажи тем, которые не уверовали: “(Скоро) будете вы побеждены и собраны в ад, а (это) – скверное ложе!” ~ Знамением для вас была встреча двух отрядов (в бою): один сражался на пути Аллаха, а другой (состоял из тех, кто) не веровал. (Верующие) своими глазами увидели, что их вдвое больше(, но) Аллах оказывает поддержку тем, кому пожелает. Поистине, в этом – назидание для имеющих глаза”. (“Семейство Имрана”, 12–13)
Ответ бану кайнука был равнозначен открытому объявлению войны, однако пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сдержал свой гнев, а мусульмане проявили выдержку и стали следить за дальнейшим развитием событий. Что же касается иудеев из племени бану кайнука, то они осмелели еще больше и не упускали ни одной возможности, чтобы не разжечь в Медине какие-нибудь волнения, чем сами подписали себе смертный приговор.
Осада племени бану Кайнука
Ибн Хишам приводит сообщение Абу ‘Ауна, передавшего, что как-то раз одна арабка принесла свой товар на рынок бану кайнука и продала его там, а потом села рядом с каким-то ювелиром. Иудеи стали добиваться от нее, чтобы она открыла лицо, но она отказалась сделать это, а этот ювелир незаметно подобрался к ней сзади и привязал края ее одежды к ее спине, и когда она поднялась со своего места, срам ее обнажился, иудеи стали смеяться над ней, а она закричала. Тогда один из мусульман бросился на этого ювелира, который тоже был иудеем, и убил его, а иудеи набросились на этого мусульманина и убили его. После этого члены семьи убитого мусульманина призвали других мусульман на помощь против иудеев, и между ними и иудеями из бану кайнука произошла стычка.
После этого терпение посланника Аллаха ﷺ иссякло, он оставил в Медине за старшего Абу Любабу бин ‘Абд аль-Мунзира вручил знамя мусульман Хамзе бин ‘Абд аль-Мутталибу и повел воинов Аллаха на квартал бану кайнука. Увидев его, они укрылись в своих укреплениях, а мусульмане взяли их в плотное кольцо осады, что произошло в субботу, в середине месяца шавваль второго года хиджры.
Эта осада продолжалась пятнадцать дней до наступления месяца зу-ль-када, после чего Аллах внушил сердцам иудеев страх, который Он всегда внушает сердцам тех, кого хочет оставить без помощи и обречь на поражение. Они сдались на милость посланника Аллаха ﷺ со всеми своими рабами, имуществом, женами и детьми, и по велению Пророка ﷺ им связали руки.
В этот момент Абдуллах бин Убайй бин Салюль показал себя как лицемер, так как принялся настойчиво добиваться от посланника Аллаха ﷺ, чтобы он простил их. Он сказал: “О Мухаммад, окажи благодеяние моим покровителям!” Посланник Аллаха ﷺ не дал ему ответа сразу, и тогда Ибн Убайй стал повторять свои слова. Пророк ﷺ отвернулся от него, но он схватился его за панцирь, и тогда посланник Аллаха ﷺ воскликнул: “Отпусти меня!” – и разгневался так, что лицо его потемнело, а потом снова сказал: “Горе тебе, отпусти меня!” Однако этот лицемер продолжал настаивать и сказал: “Нет, клянусь Аллахом, я не отпущу тебя, пока ты не окажешь милость моим покровителям, ибо четыреста их воинов без доспехов и триста в доспехах защищали меня ото всех на свете, а ты хочешь разом избавиться от них! Клянусь Аллахом, я опасаюсь дурных последствий этого!”
Посланник Аллаха ﷺ проявил уважение к этому лицемеру, который притворно принял ислам всего лишь за месяц до этого, и ради него сохранил им жизнь, но велел им покинуть Медину и не селиться поблизости от нее, и они переселились в Азриат на территории Шама, где прожили лишь недолго, после чего большая часть их погибла.
Посланнику Аллаха ﷺ досталось их имущество, из которого он взял себе три лука, два панциря, три меча и три копья, а потом отделил пятую часть добычи, сбором которой занимался Мухаммад бин Маслама.